1. Общие положения
1.1. Программа составлена на основе нормативных документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
«баскетбол», утвержденного Приказом Министерства спорта Российской
Федерации от 16.11.2022 года № 1006;
- Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 03.08.2022
№ 634 «Об особенностях организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной
подготовки»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 27 января 2023 г. № 57 «Об
утверждении порядка приема на обучение по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки»;
- Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23
октября 2020 г. № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и
спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»;
- СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
- Устава ПМАОУ ДО «СШ».
1.2. Программа разработана с учетом примерной дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта
«баскетбол», утвержденной приказом Минспорта России от 21 декабря
2022 г. № 1312.
1.3. Целью реализации программы является достижение спортивных
результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов
в
учебно-тренировочном
процессе
в
условиях
многолетнего,
круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных
задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.
2. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»
Баскетбол – игра коллективная, успех которой зависит от слаженности
действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения
собственных интересов интересам команды. Именно игра в баскетбол может
показать всю красоту, многогранность, легкость движений и, в то же время,
захватывающие скорости и мгновения в принятии игроками сложных
игровых технических и тактических решений. Целесообразность действий
спортивной команды определяется, прежде всего, техникой исполнения
движений и специальных приемов.
Таблица № 1
Спортивные дисциплины вида спорта «баскетбол»
Наименование спортивной дисциплины
Баскетбол
Номер-код спортивной
дисциплины
014 001 2
6
1
1
Я
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным
этапам
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем
году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения,
соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого
возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации) до трех лет.
На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц,
прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по
другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для
зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных
в дополнительной образовательной программе по виду спорта «баскетбол» с
учетом сроков реализации этапов спортивной подготовки и возрастных
границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при
условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду
субъекта Российской Федерации по виду спорта «баскетбол» и участия в
официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «баскетбол» не
ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
2
Таблица № 2
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
Этапы спортивной
подготовки
Начальной подготовки
Учебно-тренировочный
(спортивной специализации)
Срок реализации этапов
спортивной подготовки
НП-1
8
НП-2, НП-3
9
УТГ-1
11
УТГ-2, УТГ-3
12
УТГ-4, УТГ-5
14
СС-1
14
СС-2, СС-3
15
до одного года
обучения
15
3
5
Совершенствования
спортивного мастерства
3
Высшего спортивного
мастерства
1
Возраст зачисления
2.2. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Наполняемость групп определяется Спортивной школой с учетом
единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта
спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол».
Таблица № 3
Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Этапы спортивной подготовки
Количественный состав группы
(человек)
Начальной подготовки
от 15 до 25
Учебно-тренировочный
(спортивной специализации)
от 12 до 20
Совершенствования спортивного мастерства
от 6 до 12
Высшего спортивного мастерства
от 4 до 8
3
2.3. Объем дополнительной образовательной программы
Таблица № 4
Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного
процесса
Этап начальной
подготовки
Этапный
норматив
Количество
часов
в неделю
Общее
количество
часов в год
Этапы и годы спортивной подготовки
Тренировочный этап (этап
Этап
спортивной специализации)
совершенствова
ния
спортивного
мастерства
УТГ-4,
СС-2
УТГ-1 УТГ-2 УТГ-3
СС-1
УТГ-5
СС-3
Этап
высшего
спортивног
о
мастерства
НП-1
НП-2,
НП-3
6
8
10
12
14
18
20
24
28
312
416
520
624
728
936
1040
1248
1456
2.4. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Спортивной школой
для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для
контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения
учитываются в учебно-тренировочном графике.
Таблица № 5
Перечень учебно-тренировочных
мероприятий
№
п/п
1.1
1.2
Виды учебнотренировочных
мероприятий
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней)
Этап
УчебноЭтап
Этап
начальной
тренировочный
совершенствова
высшего
подготовки
этап (этап
ния спортивного спортивного
спортивной
мастерства
мастерства
специализации)
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к
21
21
международным
спортивным
соревнованиям
Учебно-
-
14
18
21
4
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
тренировочные
мероприятия по
подготовке к
чемпионатам
России, кубкам
России, первенствам
России
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к другим
14
18
18
всероссийским
спортивным
соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к
официальным
14
14
14
спортивным
соревнованиям
субъекта Российской
Федерации
2. Специальные тренировочные мероприятия
Учебнотренировочные
мероприятия по
общей и (или)
14
18
18
специальной
физической
подготовке
Восстановительные
до 10 суток
мероприятия
Мероприятия для
комплексного
до 3 суток, но не более 2 раз в
год
медицинского
обследования
Учебнотренировочные
До 21 суток подряд и не более
мероприятия в
двух учебно-тренировочных
каникулярный
мероприятий в год
период
Просмотровые
до 60 суток
тренировочные
мероприятия
Объем соревновательной деятельности по виду спорта
Объем соревновательной деятельности устанавливается в программе по
типу спортивных соревнований: контрольные, отборочные, основные, с
учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной подготовки
5
на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности и
состоянием
тренированности
обучающегося
по
дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки (далее – обучающийся).
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки
Спортивной школой указывается количество соревнований в соответствии с
единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и
международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий и
с учетом значений, утвержденных в государственном (муниципальном)
задании.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня
подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических
качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную
функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования
различного уровня, так и специально организованные Спортивной школой.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и
комплектования команд для выступления на основных спортивных
соревнованиях и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных
результатов и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Таблица № 6
Объем соревновательной деятельности по виду спорта
Виды
спортивных
соревнований,
игр
Контрольные
Отборочные
Основные
Игры
Этап начальной
подготовки
До
года
Свыше
года
1
–
–
10
1
–
–
10
Этапы и годы спортивной подготовки
Тренировочный
этап (этап
Этап
спортивной
совершенствования
специализации)
спортивного
До
мастерства
Свыше
трех
трех лет
лет
3
3
5
1
1
1
3
3
3
30
40
40
Этап высшего
спортивного
мастерства
5
1
3
40
2.5. Годовой учебно-тренировочный план
Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «баскетбол»
(далее – учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной
нагрузки по видам спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по этапам
6
спортивной подготовки и по годам обучения. Учебный план составляется и
утверждается Спортивной школой ежегодно на 52 недели (в часах).
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности Спортивной школы,
совокупность отдельных
относительно
самостоятельных,
но
не
обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки,
соотношении и последовательности их как органических звеньев единого
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных
результатов.
Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия –
теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные,
антидопинговые,
воспитательные,
аттестационные
мероприятия, медико-биологическое обследование являются неотъемлемой
частью тренировочного процесса и регулируются Спортивной школой
самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой
объем тренировочной нагрузки.
7
Таблица № 7
Годовой учебно-тренировочный план
Этап начальной
подготовки
№
п/п
Виды подготовки
НП-1
6
1. Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Участие в спортивных соревнованиях
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Теоретическая подготовка
Психологическая подготовка
Интегральная подготовка
Инструкторская и судейская
практика
10. Медицинские, медико-биологические
мероприятия
11. Восстановительные мероприятия
12. Тестирование и контроль
Общее количество часов в год
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
НП-2,
НП-3
Этапы и годы подготовки
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной Этап совершенствования
специализации)
спортивного мастерства
УТГ-1
УТГ-2
УТГ-3
УТГ-4,
УТГ-5
СС-1
СС-2
СС-3
Этап высшего
спортивного
мастерства
Недельная нагрузка в часах
14
8
10
12
18
20
24
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах
28
2
62
44
9
100
36
10
10
32
2
76
66
13
126
50
10
15
48
3
78
88
37
135
51
12
20
83
3
96
108
44
156
74
12
15
100
3
108
116
58
176
85
12
26
117
3
131
150
84
187
132
12
53
159
4
94
216
50
240
200
12
20
140
4
110
274
60
300
240
12
20
154
4
120
341
80
300
270
15
30
200
0
0
5
6
7
9
24
24
26
3
0
6
312
3
3
6
416
2
3
6
520
3
4
6
624
5
9
9
728
5
5
9
936
2
30
12
1040
2
40
12
1248
2
60
12
1456
8
2.6. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы составляется Спортивной
школой на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного
графика и следующих основных задач воспитательной работы:
- формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических
качеств;
- воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
- развитие и совершенствование навыков саморегуляции и
самоконтроля.
Таблица № 8
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
Направление
Мероприятия
работы
Профориентационная деятельность
Судейская
Участие в спортивных соревнованиях
практика
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к
решениям спортивных судей
Инструкторская Учебно-тренировочные занятия, в рамках
практика
которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведение
учебно-тренировочных занятий в качестве
помощника тренера-преподавателя,
инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному и соревновательному
процессам;
- формирование склонности к педагогической
Сроки
проведения
В течение года
В течение года
9
№
п/п
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1
3.2.
4.
4.1.
Направление
работы
Мероприятия
работе
Здоровье сбережение
МедикоИсследование организма спортсмена после/до
биологическое тренировочной и соревновательной
исследование
деятельности
Организация и Дни здоровья и спорта, в рамках которых
проведение
предусмотрено:
мероприятий,
- формирование знаний и умений в проведении
направленных
дней здоровья и спорта, спортивных
на
фестивалей (написание положений,
формирование
требований, регламентов к организации и
здорового
проведению мероприятий, ведение
образа жизни
протоколов);
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта
Режим питания Практическая деятельность и
и отдыха
восстановительные процессы обучающихся:
- формирование навыков правильного режима
дня с учетом спортивного режима
(продолжительности учебно-тренировочного
процесса, периодов сна, отдыха,
восстановительных мероприятий после
тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физической кондиции, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета)
Патриотическое воспитание спортсменов
Теоретическая
Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия
подготовка
с приглашением именитых спортсменов,
тренеров и ветеранов спорта с обучающимися
и иные мероприятия
Практическая
Участие в:
подготовка
- физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивнх соревнованиях, в
том числе в парадах, церемониях открытия
(закрытия), награждения;
- тематических физкультурно-спортивных
праздниках
Развитие творческого мышления
Практическая
Семинары, мастер-классы, показательные
подготовка
выступления для обучающихся, направленные
на:
- формирование умений и навыков,
способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их
мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
Сроки
проведения
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
10
№
п/п
Направление
работы
Мероприятия
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов
Сроки
проведения
2.7. План мероприятий,
направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним, составляется Спортивной школой на учебно-тренировочный
год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, плана
мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с
ним (таблица 9).
В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на
предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по
научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках
воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе
научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу,
предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным
планом
(методическую,
подготовительную,
организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга,
работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе
коллегиальных органов управления Спортивной школой).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях
учебно-тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских
собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте
для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение
антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допингконтроля.
Таблица № 9
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним
Этап
спортивной
подготовки
Начальной
подготовки
Содержание мероприятия и его
форма
1. Веселые
старты
Сроки
проведения
«Честная игра»
1-2 раза в
год
2. Теоретическое «Ценности
занятие
спорта. Честная
1 раз в год
Рекомендации по
проведению мероприятия
Составление отчета о
проведении мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
Согласовать с
ответственным за
11
Этап
спортивной
подготовки
Содержание мероприятия и его
форма
Сроки
проведения
Рекомендации по
проведению мероприятия
игра»
антидопинговое
обеспечение в регионе
3. Проверка лекарственных
1 раз в месяц Научить юных
препаратов (знакомство с
спортсменов проверять
международным стандартом
лекарственные препараты
«Запрещенный список)
через сервисы по проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер называет
спортсмену 2-3
лекарственных препарата
для самостоятельной
проверки дома)
4.
«Играй честно»
По
Проведение викторины на
Антидопинговая
назначению крупных спортивных
викторина
мероприятиях в регионе
5. Онлайн обучение на сайте
1 раз в год Прохождение онлайн-курса
РУСАДА
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования.
6. Родительское «Роль
1-2 раза в
Включить в повестку дня
собрание
родителей в
год
родительского собрания
процессе
вопрос по антидопингу.
формирования
Использовать памятки для
антидопингово
родителей. Научить
й культуры»
родителей пользоваться
сервисом по проверке
препаратов
7. Семинар для
«Виды
1-2 раза в
Согласовать с
тренеров
нарушений
год
ответственным за
антидопинговы
антидопинговое
х правил»,
обеспечение в субъекте
«Роль тренера
Российской Федерации
и родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»
Учебно1. Веселые
«Честная игра»
1-2 раза в
Составление отчета о
тренировочный старты
год
проведении мероприятия:
этап (этап
сценарий/программа,
спортивной
фото/видео
специализации) 2. Онлайн-обучение на сайте
1 раз в год Прохождение онлайн-курса
РУСАДА
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования
3.
«Играй честно»
По
Проведение викторины на
Антидопинговая
назначению крупных спортивных
викторина
мероприятиях в регионе
12
Этап
спортивной
подготовки
Содержание мероприятия и его
форма
4. Семинар для
спортсменов и
тренеров
5. Родительское
собрание
Этапы
совершенствов
ания
спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства
«Виды
нарушений
антидопинговы
х правил»
«Проверка
лекарственных
средств»
«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»
Сроки
проведения
1-2 раза в
год
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
1-2 раза в
год
Включить в повестку дня
родительского собрания
вопрос по антидопингу.
Использовать памятки для
родителей. Научить
родителей пользоваться
сервисом по проверке
препаратов
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования.
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
1. Онлайн обучение на сайте
РУСАДА
1 раз в год
2. Семинар
1-2 раза в
год
«Виды
нарушений
антидопинговы
х правил»
«Процедура
допингконтроля»
«Подача
запроса на ТИ»
«Система
АДАМС»
Рекомендации по
проведению мероприятия
2.8. План инструкторской и судейской практики
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится
на тренировочном этапе в последние 3-5 годы подготовки, на этапе
совершенствования спортивного мастерства в каждом году подготовки.
Такая работа проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий,
самостоятельной работы обучающихся. Обучающиеся готовятся к роли
инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведении
занятий, массовых соревнований в качестве судей. Содержание занятий на
спортивно-оздоровительном этапе определяется в зависимости от
подготовленности
занимающихся
на
основании
материала
для
тренировочного этапа.
13
Таблица № 10
УТГ-1
УТГ-2
УТГ-3
Освоение
терминологии,
принятой в
баскетболе
Умение вести
наблюдения за
учащимися,
выполняющими
прием игры, и
находить ошибки
Вести наблюдения за
учащимися,
выполняющими
технические приемы в
двусторонней игре, и
на соревнованиях
Овладение
командным
языком, умение
отдать рапорт
Составление
комплексов
упражнений по
специальной
физической
подготовке, по
обучению
перемещениям,
передаче и
приему мяча,
подаче нижней и
верхней прямой
Проведение
упражнений по
построению и
перестроению
группы
В качестве
дежурного
подготовка мест
для занятий,
инвентаря и
оборудования
Судейство на
учебных играх в
своей группе (по
упрощенным
правилам)
Составление
комплексов
упражнений по
специальной
физической
подготовке, обучению
техническим приемам
и тактическим
действиям (на основе
изученного
программного
материала данного
года обучения)
Судейство на учебных
играх. Выполнение
обязанностей первого,
второго судей и
ведение технического
отчета
УТГ-4
УТГ-5, СС-1, СС-2,
СС-3, ВСМ
Составление комплексов
упражнений по
физической,
технической и
тактической подготовке
на изученном
программном материале
данного года обучения
Проведение комплекса
упражнений по
физической и
технической подготовке
Судейство на учебных
играх и соревнованиях в
общеобразовательных
школах, в своей
спортивной школе по
баскетболу. Выполнение
обязанностей первого и
второго судей, секретаря
и судей на линиях
2.9. План медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в
соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой
и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
14
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный № 61238).
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для
занятий видом спорта «баскетбол».
Спортивная школа ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебнотренировочным занятиям и к соревновательным мероприятиям.
2.10. Требования к результатам прохождения дополнительной
образовательной программы
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- умение управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях соревновательной деятельности;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и планировать пути их
достижения; умение оценивать правильность выполнения поставленной
задачи, собственные возможности её решения; владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с тренером-преподавателем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в соревновательной деятельности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий; анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения.
15
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
начальной подготовки направлены на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической
культурой и спортом:
- получение общих теоретических знаний о физической культуре и
спорте, в том числе о виде спорта «баскетбол»;
- формирование двигательных умений и навыков, в том числе о виде
спорта «баскетбол»;
- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на
учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) направлены
на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта
«баскетбол»;
- формирование разносторонней общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта
«баскетбол»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- укрепление здоровья.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
совершенствования спортивного мастерства направлены на:
- повышение уровня общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
высшего спортивного мастерства направлены на:
- повышение уровня общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта
«баскетбол»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
достижение обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в
условиях соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья.
Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации
обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных
16
соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и
правилам вида спорта «баскетбол»;
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях;
соблюдение
общероссийских
антидопинговых
правил
и
антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми
организациями.
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в
соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой
и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный № 61238).
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для
занятий видом спорта «баскетбол».
Спортивная школа ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
2.11.Контрольные и контрольно-переводные нормативы по видам
спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц,
проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной
подготовки
Таблица №11
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта
«баскетбол»
№ п/п
1.1.
Упражнения
Единица
измерения
Норматив до года
Норматив свыше
обучения
года обучения
мальчики девочки мальчики девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
Челночный бег 3х10 м
с
не более
10,3
10,6
не более
9,6
9,9
17
1.2.
2.1.
2.2.
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
не менее
110
не менее
105
2. Нормативы специальной физической подготовки
Прыжок вверх с места со
см
не менее
взмахом руками
20
16
Бег на 14 м
с
130
не менее
22
не более
3,5
120
18
не более
4,0
3,4
3,9
Таблица № 12
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
иные спортивные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный
этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «баскетбол»
№ п/п
1.1.
1.2.
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
юноши/мужчины девушки/женщины
1. Нормативы общей физической подготовки
Сгибание и разгибание
количество
не менее
рук в упоре лежа на полу
раз
13
Челночный бег 3х10 м
с
не более
9,0
1.3.
1.4
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
Поднимание туловища
из положения лежа на
спине (за 1 мин)
см
9,4
не менее
150
количество
раз
135
не менее
32
28
2. Нормативы специальной физической подготовки
Скоростное ведение
с
не более
мяча
10,0
Прыжок вверх с места со
взмахом руками
см
с
Бег на 14 м
с
10,7
не менее
35
Челночный бег 10
площадок по 28 м
7
30
не более
65
70
не более
3,0
3,4
3. Уровень спортивной квалификации
3.1. Период обучения на этапе
спортивной подготовки (до трех лет)
3.2. Период обучения на этапе
спортивной подготовки (свыше трех лет)
Не устанавливается
Спортивные разряды – «третий юношеский
спортивный разряд», «второй юношеский
спортивный разряд», «первый юношеский
18
№ п/п
Единица
измерения
Упражнения
Норматив
юноши/мужчины девушки/женщины
спортивный разряд»; спортивные разряды –
«третий спортивный разряд», «второй
спортивный разряд»
Таблица № 13
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства по виду спорта «баскетбол»
№ п/п
1.1.
1.2.
Единица
измерения
Упражнения
Норматив
юноши/мужчин
девушки/женщины
ы
1. Нормативы общей физической подготовки
Сгибание и разгибание
количество
не менее
рук в упоре лежа на полу
раз
36
Челночный бег 3х10 м
с
не более
7,2
1.3.
1.4.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
Поднимание туловища
из положения лежа на
спине (за 1 мин)
см
8,0
не менее
215
количество
раз
15
180
не менее
35
31
2. Нормативы специальной физической подготовки
Скоростное ведение
с
не более
мяча
8,6
9,4
Прыжок вверх с места со
взмахом руками
34
см
не менее
39
Челночный бег 10
площадок по 28 м
с
Бег на 14 м
с
не более
60
65
не более
2,6
2,9
3. Уровень спортивной квалификации
3.1.
Спортивный разряд – «первый спортивный разряд»
19
Таблица № 14
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства по виду
спорта «баскетбол»
№ п/п
1.1.
Единица
измерения
Упражнения
Бег 30 м
Норматив
юноши/мужчин
девушки/женщины
ы
1. Нормативы общей физической подготовки
с
не более
4,7
1.2.
1.3.
Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа на полу
Челночный бег 3х10 м
количество
раз
5,0
не менее
36
с
15
не более
7,2
1.4.
1.5.
2.1.
2.2.
2.3.
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
Поднимание туловища
из положения лежа на
спине (за 1 мин)
см
8,0
не менее
215
количество
раз
180
не менее
39
34
2. Нормативы специальной физической подготовки
Скоростное ведение
с
не более
мяча
8,0
8,9
Прыжок вверх с места со
взмахом руками
45
Челночный бег 10
площадок по 28 м
см
не менее
49
с
не более
55
60
3. Уровень спортивной квалификации
3.1.
Спортивный разряд – «Кандидат в мастера спорта»
Таблица № 15
Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и
оценочные материалы
№ п/п
1.
Формы аттестации
Контрольные тесты
Оценочные
материалы
Протокол
Примечание
Форма, разработанная
Спортивной школой и
включающая тесты из
Рабочей программы тренера 20
2.
Медико-биологические
исследования
Заключения
3.
Переводные нормативы
Протокол
4.
Просмотровые сборы
Заключение
тренерапреподавателя
преподавателя
Выдаются Заключения
медицинским центром по
всем видам исследования
Проводятся только для этапов
начальной подготовки и
учебно-тренировочного этапа
(этапа спортивной
специализации) до трех лет,
не имеющих спортивных
разрядов
Проводятся при отборе детей
на этапы спортивной
подготовки, а также
одаренных и способных детей
перешедших из других видов
спорта или поздно
ориентированных на занятия
спортом
3. Рабочая программа тренера-преподавателя
Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый
реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки.
Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной
подготовки.
Функции рабочей программы тренера-преподавателя:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для
выполнения тренером-преподавателем в полном объеме;
- целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради
достижения которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам
обучения;
- содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму
содержания);
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия учебно-тренировочного процесса;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки обучающихся.
21
4. Требования к кадровым и материально-техническим условиям
реализации этапов спортивной подготовки
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом
«Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от
24.12.2022 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021,
регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019
№ 191н
(зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519),
профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуре и спорта»,
утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н
(зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),
или Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников в области физической культуры и спорта»,
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н
(зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054)
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренерапреподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «баскетбол», а
также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании
договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры):
- наличие тренировочного спортивного зала;
- наличие раздевалок, душевых.
Требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной
экипировке, необходимые для реализации программы
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование
Барьер легкоатлетический
Гантели массивные от 1 до 5 кг
Доска тактическая
Конструкция баскетбольного
Единица измерения
штук
комплект
штук на тренера
комплект
Количество изделий
20
3
1
2
22
№ п/п
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Наименование
щита в сборе (щит, корзина с
кольцом, сетка, опора)
Корзина для мячей
Мяч баскетбольный
Мяч волейбольный
Мяч набивной (медицинбол)
Мяч теннисный
Мяч футбольный
Насос для накачивания мячей в
комплекте с иглами
Свисток
Секундомер
Скакалка
Скамейка гимнастическая
Стойка для обводки
Утяжелитель для ног
Утяжелитель для рук
Фишки (конусы)
Эспандер резиновый ленточный
Единица измерения
Количество изделий
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
2
30
2
15
10
2
4
штук на тренера
штук на тренера
Штук
Штук
Штук
Комплект
Комплект
Штук
Штук
1
1
24
4
20
15
15
30
24
5. Перечень информационного обеспечения
1. Анискина С.Н. Методика обучения тактике игры в баскетбол: метод,
разраб./ С.Н. Анискина. – М.: ГЦОЛИФК, 1991. – 38 с.
2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
3. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я.
Гомельский. – М.: Гранд, 2002. - 352 с.
4. Губа В.П. Особенности отбора в баскетболе / В.П. Губа, С.Г. Фомин, СВ.
Чернов. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 144 с.
5. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства, 1000 баскетбольных
упражнений / А.Я. Гомельский. – М.: Гранд, 1997. – 224 с.
23
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)