Положение о системе наставничества педагогических работников в ПМАОУ ДО ДЮСШ 2022 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников
образовательной организации Первоуральское муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» определяет
цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее – Положение).
Разработано в соответствиис нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник
–
педагогический
работник,
назначаемый
ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется
наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые
навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои
профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи;
учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и
др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой
ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная
программа
наставничества
–
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов
наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической
деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на
устранение
выявленных
профессиональных затруднений наставляемогои на поддержку его сильных сторон.
1.3. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу
образовательной
организации.
Решение об освобождении наставника и
наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана
реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель
образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения
непрерывностиобразовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества
2.1.
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в
образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной
образовательной
среды
наставничества,
способствующей
раскрытию личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;

- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,

эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки

педагогических работников образовательной организации, региональных систем научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях
цифровой
образовательной
среды,
востребованности
использования
современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем
внедрения
разнообразных,
в
том
числе
реверсивных,
сетевых и дистанционных форм
наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров,
в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,в отношении
которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической
деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом
школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при
выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога,в отношении
которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и
ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессиональноэтическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их
способности
самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
2.3. В образовательной организации применяются разнообразные формы наставничества
по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества
выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога,
имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых
ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости
от запланированных эффектов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной
организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой
модели)
наставничества
педагогических
работников в образовательной
организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении)
системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации;

- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической
деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет
контакты
с
различными
учреждениями
и
организациями по
проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,
семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик
наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей
руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава
школьного методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его
создания);
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательнойорганизации;
- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)
наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием
ресурсов Интернета – официального сайта образовательной организации/страницы, социальных
сетей;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и
эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и системным
администратором;
осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству с
ответственными и неформальными представителями региональной системы наставничества, с
сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе
на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других
образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг
реализации
системы
наставничества
педагогических
работников в образовательной
организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные
формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников,
формирует
итоговый
аналитический
отчет о реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ

наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным
администратором).
3.5.
Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии):
- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
- ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях
наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы) наставников и
наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и
преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности,
психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и наставников и т.п.);

- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программынаставничества,

содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп педагогических
работников;
- принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм
наставничества педагогических работников;
- осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества к
мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим
конференциям, фестивалям и т.д.;
- осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение
реализации
персонализированных
программ
наставничества в образовательной
организации;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
- является открытой площадкой для осуществления консультационных, согласовательных
функций и функций медиации;
- совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации
программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов
поощрения наставников;
- принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических
работников,
информационном
сопровождении
персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта)
образовательной организации и социальных сетях (совместно с куратором и системным
администратором).
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться
требованиями
законодательства
Российской
Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации
при осуществлении наставнической деятельности;

- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации,
осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметные кафедры,
психологические службы, школа молодого учителя, методический (педагогический) совет и пр.);
осуществлять
включение
молодого/начинающего
специалиста в
общественную
жизнь
коллектива,
содействовать
расширению
общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия
для
созидания
и
научного
поиска,
творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных
уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного
воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.

-

5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
- обращаться к
куратору и
руководителю
образовательной
организации с
ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и
локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность,
деятельность в сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления
профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной
организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;

- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленныезатруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работеи учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,

правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении

которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны
соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы
утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
7.

Завершение персонализированной программы наставничества

7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
7.2.
Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно
продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка
ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной организации
создается специальный раздел (рубрика).
8.2.
Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в образовательной организации публикуются после их завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской
Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.

Дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации
№

Наименование

1.

Подготовка
Подготовка и принятие локальных нормативных
условий
для правовых актов образовательной организации:
реализации
– приказ «Об утверждении положения о системе наставничества
системы
педагогических работников в образовательной организации»
наставничества
– Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества
педагогических
работников
в
образовательной
организации).
– приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп возложение на них
дополнительных
обязанностей,
связанных
с
наставнической
деятельностью.
– подготовка персонализированных программ наставничества – при
наличии в организациинаставляемых.
Формирование
1) Сбор информации о профессиональных запросахпедагогов.
банка
2) Формирование банка данных наставляемых, обеспечение
наставляемых
согласий на сбор и обработку персональных данных.
Формирование
1) Проведение анкетирования среди потенциальных наставников в
банка
образовательной
организации,
желающих
принять
участие
в
наставников
персонализированныхпрограммах наставничества.
2) Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор
и обработку персональных данных.
Отбор и обучение 1) Анализ банка наставников и выбор подходящих
для конкретной персонализированной программы наставничества
педагога/группы педагогов.
2) Обучение наставников для работы снаставляемыми:
- подготовка методических материалов для сопровождения
наставнической деятельности;
- проведение консультаций, организация обмена опытом среди
наставников – «установочные сессии» наставников.

2.

3.

4.

5.

6.

Организация и
осуществление
работы
наставнических
пар/групп
Завершение
персонализиров
анн ых программ
наставничества

Информаци
онная
поддержка

Содержание деятельности и примерный планмероприятий

1) Формирование наставнических пар/групп.
2) Разработка персонализированных программ наставничества для каждой
пары/группы.
3) Организация психолого-педагогической поддержки сопровождения
наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости),
продолжение поиска наставника/наставников.
1) Проведение
мониторинга
качества
реализации
персонализированных программ наставничества (анкетирование);
2) Проведение внутришкольной конференции или семинара.
3) Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по
выявлению
лучших
практик
наставничества;
пополнение
методической копилкипедагогических практик наставничества.
Освещение мероприятий Дорожной карты осуществляется в
образовательной организации на муниципальном уровне.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».