1. Общие положения
1.1. Программа составлена на основе директивных и нормативных
документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика», утвержденного Приказом Министерства
спорта Российской Федерации от 15.11.2022 года № 984;
- Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 03.08.2022
№ 634 «Об особенностях организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной
подготовки»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 27 января 2023 г. № 57 «Об
утверждении порядка приема на обучение по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки»;
- Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23
октября 2020 г. № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и
спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»;
- СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
- Устава ПМАОУ ДО «СШ».
1.2. Программа разработана с учетом примерной дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика», утвержденной приказом Минспорта России
от 22 декабря 2022 г. № 1350.
1.3. Целью реализации программы является достижение спортивных
результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов
в
учебно-тренировочном
процессе
в
условиях
многолетнего,
круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных
задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.
Планируемые результаты освоения программы представляют собой
систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов
учебно-тренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает
формирование личностных результатов:
- овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их
возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики
перетренированности (недотренированности), перенапряжения;
- овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и
судейской практики;
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке
спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять
подготовку спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и
спортивным соревнованиям;
- умение анализировать и творчески применять полученные знания в
самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и
взаимодействия в соревновательный период;
- развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии
саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять
задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых
знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и
обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей
профессии, приобретение навыков по участию в спортивных соревнованиях
различного уровня.
2. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика»
Художественная
гимнастика» –
олимпийский вид
спорта,
предусматривающий подготовку и участие в спортивных соревнованиях
спортсменов с целью демонстрации индивидуальных и групповых
упражнений с предметами (обруч, мяч, булавы, лента, скакалка) под
музыкальное сопровождение в регламентируемый промежуток времени на
ограниченной площадке.
Специфика спортивной деятельности в художественной гимнастике
заключается в проявлении высокого уровня сложно-координационных
способностей, позволяющих создавать художественный образ посредством
композиционного согласования с музыкой разнообразных технических
элементов с предметом.
2
Таблица № 1
Спортивные дисциплины вида спорта «художественная гимнастика»
Наименование спортивной дисциплины
Булавы
Групповое упражнение
Лента
Мяч
Обруч
Скакалка
Многоборье - командные соревнования
Многоборье
Групповое упражнение - многоборье
Групповое упражнение - два предмета
Групповое упражнение - один предмет
Командные соревнования (многоборье командные соревнования + групповое
упражнение - многоборье)
Номер-код спортивной
дисциплины
052 001 1
8
1
052 009 1
8
1
052 010 1
8
1
052 002 1
8
1
052 003 1
8
1
052 004 1
8
1
052 011 1
8
1
052 005 1
6
1
052 006 1
6
1
052 013 1
8
1
052 012 1
8
1
052 014 1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Я
А
Б
Б
Б
Я
Б
Б
Б
Ж
Б
Б
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным
этапам
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем
году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения,
соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого
возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации) до трех лет.
На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц,
прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по
другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для
зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных
в дополнительной образовательной программе по виду спорта
«художественная гимнастика» с учетом сроков реализации этапов
спортивной подготовки и возрастных границ лиц, проходящих спортивную
подготовку, по отдельным этапам.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при
условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду
субъекта Российской Федерации по виду спорта «художественная
гимнастика» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду
3
спорта «художественная гимнастика» не ниже уровня всероссийских
спортивных соревнований.
Таблица № 2
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
Этапы спортивной
подготовки
Начальной подготовки
Учебно-тренировочный
(спортивной специализации)
Срок реализации этапов
спортивной подготовки
НП-1
6
НП-2, НП-3
7
УТГ-1
8
УТГ-2, УТГ-3
9
УТГ-4, УТГ-5
11
СС-1
12
СС-2, СС-3
13
до одного года
обучения
14
3
5
Совершенствования
спортивного мастерства
3
Высшего спортивного
мастерства
1
Возраст зачисления
2.2. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Наполняемость групп определяется Спортивной школой с учетом
единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта
спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорта «художественная
гимнастика».
Таблица № 3
Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Этапы спортивной подготовки
Количественный состав группы
(человек)
Начальной подготовки
от 12 до 20
Учебно-тренировочный
(спортивной специализации)
от 6 до 12
Совершенствования спортивного мастерства
от 2 до 4
Высшего спортивного мастерства
от 1 до 2
4
2.3. Объем дополнительной образовательной программы
Таблица № 4
Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного
процесса
Этапный
норматив
Количество
часов
в неделю
Общее
количество
часов в год
Этап начальной
подготовки
Этапы и годы спортивной подготовки
Тренировочный этап
Этап
(этап спортивной
совершенствован
специализации)
ия спортивного
мастерства
УТГ-2, УТГ-4,
СС-2
УТГ-1
СС-1
УТГ-3 УТГ-5
СС-3
Этап высшего
спортивного
мастерства
НП-1
НП-2,
НП-3
6
8
12
14
18
20
24
28
312
416
624
728
936
1040
1248
1456
2.4. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Спортивной школой
для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для
контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения
учитываются в учебно-тренировочном графике.
Таблица № 5
Перечень учебно-тренировочных
мероприятий
№
п/п
1.1
1.2
Виды учебнотренировочных
мероприятий
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней)
Этап
УчебноЭтап
Этап
начальной
тренировочный
совершенствова
высшего
подготовки
этап (этап
ния спортивного спортивного
спортивной
мастерства
мастерства
специализации)
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия по
21
21
подготовке к
международным
спортивным
соревнованиям
Учебнотренировочные
14
18
21
мероприятия по
подготовке к
5
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
чемпионатам
России, кубкам
России, первенствам
России
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к другим
14
18
18
всероссийским
спортивным
соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к
официальным
14
14
14
спортивным
соревнованиям
субъекта Российской
Федерации
2. Специальные тренировочные мероприятия
Учебнотренировочные
мероприятия по
14
18
18
общей и (или)
специальной
физической
подготовке
Восстановительные
до 10 суток
мероприятия
Мероприятия для
комплексного
до 3 суток, но не более 2 раз в
медицинского
год
обследования
УчебноДо 21 суток подряд и не более
тренировочные
двух учебно-тренировочных
мероприятия в
мероприятий в год
каникулярный
период
Просмотровые
тренировочные
до 60 суток
мероприятия
Объем соревновательной деятельности по виду спорта
Объем соревновательной деятельности устанавливается в программе по
типу спортивных соревнований: контрольные, отборочные, основные, с
учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной подготовки
на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности и
6
состоянием
тренированности
обучающегося
по
дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки (далее – обучающийся).
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки
Спортивной школой указывается количество соревнований в соответствии с
единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и
международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий и
с учетом значений, утвержденных в государственном (муниципальном)
задании.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня
подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических
качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную
функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования
различного уровня, так и специально организованные Спортивной школой.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и
комплектования команд для выступления на основных спортивных
соревнованиях и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных
результатов и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Таблица № 6
Объем соревновательной деятельности по виду спорта
Виды
спортивных
соревнований,
игр
Контрольные
Отборочные
Основные
Этап начальной
подготовки
До
года
Свыше
года
1
1
1
1
2
2
Этапы и годы спортивной подготовки
Тренировочный
этап (этап
Этап
спортивной
совершенствования
специализации)
спортивного
До
мастерства
Свыше
трех
трех лет
лет
2
2
2
2
3
4
3
4
6
Этап высшего
спортивного
мастерства
2
4
8
2.5. Годовой учебно-тренировочный план
Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «художественная
гимнастика» (далее – учебный план) определяет общий объем учебнотренировочной нагрузки по видам спортивной подготовки, видам
деятельности, практикам и распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по этапам спортивной подготовки и по годам обучения. Учебный
план составляется и утверждается Спортивной школой ежегодно на 52
недели (в часах).
7
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности Спортивной школы,
совокупность
отдельных
относительно
самостоятельных,
но
не
обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки,
соотношении и последовательности их как органических звеньев единого
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных
результатов.
Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия –
теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные,
антидопинговые,
воспитательные,
аттестационные
мероприятия, медико-биологическое обследование являются неотъемлемой
частью тренировочного процесса и регулируются Спортивной школой
самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой
объем тренировочной нагрузки.
8
Таблица № 7
Годовой учебно-тренировочный план
Этап начальной
подготовки
№
п/п
Виды подготовки
НП-1
6
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Участие в спортивных соревнованиях
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Теоретическая подготовка
Психологическая подготовка
Инструкторская и судейская
практика
9. Медицинские, медико-биологические
мероприятия
10. Восстановительные мероприятия
11. Тестирование и контроль
Общее количество часов в год
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
НП-2,
НП-3
Этапы и годы подготовки
Учебно-тренировочный этап (этап Этап совершенствования
спортивной специализации)
спортивного мастерства
УТГ-1
УТГ-2,
УТГ-3
УТГ-4,
УТГ-5
СС-1
СС-2
СС-3
Этап высшего
спортивного
мастерства
Недельная нагрузка в часах
8
12
14
18
20
24
28
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах
2
125
76
6
87
1
7
1
2
146
87
17
146
1
6
1
3
62
162
32
312
5
10
4
3
58
167
37
393
6
10
6
3
75
215
47
505
5
18
5
4
31
156
83
624
12
18
12
4
37
187
100
749
16
18
16
4
29
210
131
882
20
18
20
0
0
0
0
0
21
25
29
4
4
6
6
6
6
6
6
3
2
312
4
4
416
25
6
624
39
6
728
54
6
936
71
6
1040
88
6
1248
105
6
1456
9
2.6. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы составляется Спортивной
школой на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного
графика и следующих основных задач воспитательной работы:
- формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических
качеств;
- воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
- развитие и совершенствование навыков саморегуляции и
самоконтроля.
Таблица № 8
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1
4.
4.1.
Направление работы
Мероприятия
Профориентационная деятельность
Судейская практика
Спортивные соревнования
различного типа
Инструкторская практика Учебно-тренировочные
занятия
Здоровье сбережение
Медико-биологическое
Исследование организма
исследование
спортсмена после/до
тренировочной и
соревновательной
деятельности
Режим питания и отдыха Практическая деятельность
и восстановительные
процессы
Патриотическое воспитание спортсменов
Теоретическая
Беседы, встречи, диспуты
подготовка
Развитие творческого мышления
Практическая подготовка Формирование умений и
навыков, способствующих
достижению спортивных
результатов
Сроки проведения
Учебно-тренировочный
график
Режим учебнотренировочного процесса
Учебно-тренировочный
график
Режим учебнотренировочного процесса
Учебно-тренировочный
график
Учебно-тренировочный
график, режим учебнотренировочного процесса
2.7. План мероприятий,
направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним, составляется Спортивной школой на учебно-тренировочный
год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, плана
10
мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с
ним (таблица 9).
В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на
предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по
научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках
воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе
научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу,
предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным
планом
(методическую,
подготовительную,
организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга,
работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе
коллегиальных органов управления Спортивной школой).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях
учебно-тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских
собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте
для здоровья спортсменов,
об ответственности за
нарушение
антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допингконтроля.
Таблица № 9
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним
Этап
спортивной
подготовки
Начальной
подготовки
Содержание мероприятия и его
форма
1. Веселые
старты
«Честная игра»
Сроки
проведения
Рекомендации по
проведению мероприятия
1-2 раза в
год
Составление отчета о
проведении мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
2. Теоретическое «Ценности
1 раз в год Согласовать с
занятие
спорта. Честная
ответственным за
игра»
антидопинговое
обеспечение в регионе
3. Проверка лекарственных
1 раз в месяц Научить юных
препаратов (знакомство с
спортсменов проверять
международным стандартом
лекарственные препараты
«Запрещенный список)
через сервисы по проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер называет
спортсмену 2-3
лекарственных препарата
для самостоятельной
проверки дома)
4.
«Играй честно»
По
Проведение викторины на
Антидопинговая
назначению крупных спортивных
11
Этап
спортивной
подготовки
Содержание мероприятия и его
форма
Сроки
проведения
викторина
5. Онлайн обучение на сайте
РУСАДА
1 раз в год
6. Родительское
собрание
«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»
1-2 раза в
год
7. Семинар для
тренеров
«Виды
нарушений
антидопинговы
х правил»,
«Роль тренера
и родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»
«Честная игра»
1-2 раза в
год
Учебно1. Веселые
тренировочный старты
этап (этап
спортивной
специализации) 2. Онлайн-обучение на сайте
РУСАДА
3.
Антидопинговая
викторина
4. Семинар для
спортсменов и
тренеров
5. Родительское
собрание
1-2 раза в
год
1 раз в год
«Играй честно»
По
назначению
«Виды
нарушений
антидопинговы
х правил»
«Проверка
лекарственных
средств»
«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»
1-2 раза в
год
1-2 раза в
год
Рекомендации по
проведению мероприятия
мероприятиях в регионе
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования.
Включить в повестку дня
родительского собрания
вопрос по антидопингу.
Использовать памятки для
родителей. Научить
родителей пользоваться
сервисом по проверке
препаратов
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
Составление отчета о
проведении мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования
Проведение викторины на
крупных спортивных
мероприятиях в регионе
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
Включить в повестку дня
родительского собрания
вопрос по антидопингу.
Использовать памятки для
родителей. Научить
родителей пользоваться
сервисом по проверке
препаратов
12
Этап
спортивной
подготовки
Этапы
совершенствов
ания
спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства
Содержание мероприятия и его
форма
Сроки
проведения
Рекомендации по
проведению мероприятия
1. Онлайн обучение на сайте
РУСАДА
1 раз в год
2. Семинар
1-2 раза в
год
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования.
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
«Виды
нарушений
антидопинговы
х правил»
«Процедура
допингконтроля»
«Подача
запроса на ТИ»
«Система
АДАМС»
2.8. План инструкторской и судейской практики
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится
на тренировочном этапе в последние 3-5 годы подготовки, на этапе
совершенствования спортивного мастерства в каждом году подготовки.
Такая работа проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий,
самостоятельной работы обучающихся. Обучающиеся готовятся к роли
инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведении
занятий, массовых соревнований в качестве судей. Содержание занятий на
спортивно-оздоровительном этапе определяется в зависимости от
подготовленности
занимающихся
на
основании
материала
для
тренировочного этапа.
Таблица № 10
СС-1
Освоение
терминологии,
принятой в
художественной
гимнастике
СС-2
Умение вести
наблюдения за
обучающимися,
выполняющими
элементы
трудности тела и
предмета, и
находить ошибки
СС-3
Вести наблюдения за
учащимися,
выполняющими
технические
элементы трудности
тела и предмета, на
тренировках и на
соревнованиях
Изучение составы и
обязанности
судейских бригад,
основных
положений Правил
соревнований,
Составление
комплексов
упражнений по
специальной
физической
подготовке, по
Составление
комплексов
упражнений по
специальной
физической
подготовке,
ВСМ
Составление
комплексов
упражнений по
физической и
технической
подготовке на
изученном
программном
материале данного года
обучения
Проведение комплекса
упражнений по
физической и
технической
подготовке
13
таблиц трудностей
элементов, таблиц
фундаментальных и
нефундаметнальных
технических групп
предметов, таблиц
критериев в рисках
и мастерствах.
Участие в
подготовке к
спортивномассовым
выступлениям
(разучивание
композиции)
Проведение
практических
занятий по проверке
изученного
материала.
обучению
технике
элементов
художественной
гимнастике
обучению
техническим
элементам и
тактическим
действиям (на основе
изученного
программного
материала данного
года обучения)
Шефство над одной-двумя
спортсменками-новичками. Обучение их
простейшим базовым элементам
художественной гимнастики
Судейство на
учебнотренировочных
занятиях в своей
группе.
Судейство на
соревнованиях.
Выполнение
обязанностей судей в
поле, на линии, при
участниках.
Составление планаконспекта фрагмента
тренировочного
занятия и
самостоятельное его
проведение с юными
гимнастками.
Самостоятельная
работа в качестве
инструктора или
стажера-тренера по
художественной
гимнастике
Судейство на учебнотренировочных
занятиях и
соревнованиях в своей
спортивной школе.
Выполнение
обязанностей судей и
секретаря.
2.9. План медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в
соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой
и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный № 61238).
14
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для
занятий видом спорта «художественная гимнастика».
Спортивная школа ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебнотренировочным занятиям и к соревновательным мероприятиям.
2.10. Требования к результатам прохождения дополнительной
образовательной программы
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- умение управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях соревновательной деятельности;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и планировать пути их
достижения; умение оценивать правильность выполнения поставленной
задачи, собственные возможности её решения; владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с тренером-преподавателем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в соревновательной деятельности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий; анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
начальной подготовки направлены на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической
культурой и спортом:
- получение общих теоретических знаний о физической культуре и
спорте, в том числе о виде спорта «художественная гимнастика»;
15
- формирование двигательных умений и навыков, в том числе о виде
спорта «художественная гимнастика»;
- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на
учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) направлены
на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта
«художественная гимнастика»;
- формирование разносторонней общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта
«художественная гимнастика»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- укрепление здоровья
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
совершенствования спортивного мастерства направлены на:
- повышение
уровня
общей и
специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
высшего спортивного мастерства направлены на:
- повышение
уровня
общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта
«художественная гимнастика»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
достижение обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в
условиях соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья.
Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации
обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и
правилам вида спорта «художественная гимнастика»;
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях;
соблюдение
общероссийских
антидопинговых
правил
и
антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми
организациями.
16
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в
соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой
и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный № 61238).
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для
занятий видом спорта «художественная гимнастика».
Спортивная школа ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
2.11.Контрольные и контрольно-переводные нормативы по видам
спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц,
проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной
подготовки
Таблица №11
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта
«художественная гимнастика»
№ п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
1. Для девочек до одного года обучения
1.1.
Фиксация наклона в
седе ноги вместе 5
счетов
балл
1.2.
«Колечко» в
положение лежа на
животе
балл
«5» – в наклоне кисти находятся за
линией стоп, спина прямая, ноги
выпрямлены;
«4» – в наклоне кисти находятся на
линии стоп, спина прямая, ноги
выпрямлены;
«3» – в наклоне кисти находятся на
линии стоп, спина округлена, ноги
выпрямлены
«5» – касание стоп головы в наклоне
назад;
«4» – 10 см до касания;
17
«3» – 15 см до касания
«2»- 20 см до касания
«1»- 25 см до касания
«5» – сохранение равновесия на полной
стопе 4 с;
«4» – сохранение равновесия 3 с;
«3» – сохранение равновесия 2 с
1.3.
Исходное положение
балл
– стойка на одной
ноге, другая согнута
и ее стопа касается
колена опорной
ноги. Удерживание
равновесия
2. Для девочек свыше одного года обучения
2.1.
«Мост» из
положения лежа
балл
2.2.
«Мост» из
положения стоя
балл
2.3.
«Мост» в стойке на
коленях с захватом
за стопы и
фиксацией
положения
Шпагат с правой и
левой ноги
балл
2.5.
Поперечный шпагат
балл
2.6.
Сохранение
равновесия с
закрытыми глазами.
Выполнить на
правой и левой ноге.
балл
2.4.
балл
5» – кисти рук в упоре у пяток;
«4» – расстояние от кистей рук до пяток
2-5 см;
«3» – расстояние от кистей рук до пяток
6-8 см
«5» – «мост» с захватом за голени;
«4» – кисти рук в упоре у пяток;
«3» – расстояние от кистей рук до пяток
2-3 см
«2» – расстояние от кистей рук до пяток
4-5 см
«1» – расстояние от кистей рук до пяток
6-8 см
«5» – в захвате руки выпрямлены, ноги
вместе;
«4» – руки согнуты;
«3» – руки согнуты, ноги врозь
«5» – сед с касанием пола правым и
левым бедром без поворота таза;
«4» – расстояние от пола до бедра 1 – 5
см;
«3» – расстояние от пола до бедра 6 – 10
см
«5» – сед, ноги в стороны;
«4» – с небольшим поворотом бедер
внутрь;
«3» – расстояние от поперечной линии до
паха 1-3 см;
«2» – расстояние от поперечной линии до
паха 4-6 см;
«1» – расстояние от поперечной линии до
паха 7-10 см
«5» – сохранение равновесия на полной
стопе 4 с;
«4» – сохранение равновесия 3 с;
«3» – сохранение равновесия 2 с
18
2.7.
10 прыжков на двух
ногах через скакалку
с вращением ее
вперед
балл
2.8.
Сед «углом», руки в
стороны (в течение
10 с)
балл
2.9.
В положении стоя
выполнить 10
вращений скакалкой
в боковой, лицевой,
горизонтальной
плоскости.
Выполнять
поочередно одной и
другой рукой
балл
2.10.
Техническое мастерство
«5» – туловище и ноги выпрямлены,
плечи опущены, стопы оттянуты;
«4» – в прыжке туловище и ноги
выпрямлены, стопы оттянуты, но плечи
приподняты;
«3» – в прыжке ноги стопы не оттянуты,
плечи приподняты
«2» - в прыжке ноги полусогнуты, стопы
не оттянуты, плечи приподняты
«1» - в прыжке ноги полусогнуты, стопы
не оттянуты, сутулая спина
«5» – угол между ногами и туловищем
90°, туловище прямое, ноги выпрямлены,
стопы оттянуты, руки точно в стороны;
«4» – угол между ногами и туловищем
90°, туловище прямое, ноги выпрямлены,
носки оттянуты, руки приподняты;
«3» – угол между ногами и туловищем
более 90°, сутулая спина, ноги
выпрямлены, стопы оттянуты, руки
приподняты
«2» - угол между ногами и туловищем
более 90°, сутулая спина, ноги
незначительно согнуты, руки приподняты
«1» - угол между ногами и туловищем
более 90°, сутулая спина, ноги
незначительно согнуты, стопы не
оттянуты
«5» – сохранение правильной осанки,
вращение выпрямленной рукой и точно в
заданной плоскости, скакалка имеет
натянутую форму;
«4» – вращение выпрямленной рукой 1-2
отклонения от заданной плоскости,
скакалка имеет натянутую форму;
«3» – вращение выпрямленной рукой, 3
отклонения от заданной плоскости,
скакалка имеет натянутую форму;
«2» - вращение выпрямленной рукой с
тремя и более отклонениями от заданной
плоскости, скакалка имеет натянутую
форму;
«1» - вращение полусогнутой рукой с
отклонением от заданной плоскости,
скакалка не натянута.
Обязательная техническая программа.
Для групп начальной подготовки – занять
место на соревнованиях спортивной
организации, членом которой является
спортсменка.
Балл учитывается в соответствии с
занятым местом в спортивных
19
соревнованиях организации и
устанавливается (определяется)
организацией, реализующей
дополнительную образовательную
программу спортивной подгтовки.
Средний балл, позволяющий определить уровень специальной физической
подготовки:
5,0 - 4,5 - высокий;
4,4 - 4,0 - выше среднего;
3,9 - 3,5 - средний;
3,4 - 3,0 - ниже среднего;
2,9 - 0,0 - низкий уровень.
Таблица № 12
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной
специализации) по виду спорта «художественная гимнастика»
№ п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
1.1.
Шпагат с правой
и левой ноги с
опоры высотой
30 см с наклоном
назад и захватом
за голень
балл
1.2.
Поперечный
шпагат
балл
1.3.
Наклон назад, на
правую и левую
ногу с
переворота
вперед с
последующей
фиксацией
позиции
положения
глубокого
наклона в опоре
на одной ноге
балл
«5» – сед с касанием пола правым и левым
бедром без поворота таза, захват двумя
руками;
«4» – расстояние от пола до бедра 1 – 5 см;
«3» – расстояние от пола до бедра 6 – 10 см;
«2» – захват только одной рукой;
«1» – без наклона назад
«5» – сед, ноги в стороны;
«4» – с небольшим поворотом бедер внутрь;
«3» – расстояние от поперечной линии до
паха 10 см;
«2» – расстояние от поперечной линии до
паха 10-15 см;
«1» – расстояние от поперечной линии до
паха 10 15 см с поворотом бедер внутрь
«5» – фиксация наклона, положение рук
точно вниз;
«4» – фиксация наклона, незначительное
отклонение от вертикали положения рук;
«3» –фиксация наклона, значительное
отклонение от вертикали положения рук;
«2» – недостаточная фиксация наклона и
значительное отклонение от вертикали
положения рук;
«1» – отсутствие фиксации и значительное
отклонение от вертикали положения рук.
20
другая вверх
1.4.
Из положение
лежа на спине,
ноги вперед,
поднимая
туловище,
разведение ног в
шпагат за 10 с
балл
1.5.
Из положения
лежа на животе,
руки вперед,
параллельно
друг другу, ноги
вместе. 10
наклонов назад
балл
1.6.
Прыжки на двух
ногах через
скакалку с
двойным
вращением
вперед за 10 с
балл
1.7.
Из стойки на
полупальцах,
руки в стороны,
махом правой
назад,
равновесие на
одной ноге,
другая в захват
разноименной
рукой «в
кольцо»
То же
упражнение с
другой ноги
Равновесие на
одной ноге,
другая вперед; в
сторону; назад.
То же с другой
ноги
балл
1.8.
балл
Оцениваются амплитуда и темп выполнения
при обязательном подъеме туловища до
вертикали.
«5» – 9 раз;
«4» – 8 раз;
«3» – 7 раз;
«2» – 6 раз;
«1» – 5 раз
«5» – руки и грудной отдел позвоночника
параллельно полу;
«4» – руки и грудной отдел позвоночника
близко к параллели;
«3» – руки и грудной отдел позвоночника
вертикально;
«2» – руки и грудной отдел позвоночника
немного не доходят до вертикали;
«1» – руки и грудной отдел позвоночника
немного не доходят до вертикали, ноги
незначительно разведены
«5» – 16 раз;
«4» – 15 раз;
«3» – 14 раз с дополнительными 1-2
прыжками с одним вращением;
«2» – 13 раз с дополнительными 3-4
прыжками с одним вращением;
«1» – 12 раз с 6 и более дополнительными
прыжками с одним вращением
«5» – сохранение равновесия 4 с;
«4» – сохранение равновесия 3 с;
«3» – сохранение равновесия 2 с;
«2» – сохранение равновесия 1 с;
«1» – недостаточная фиксация равновесия
«5» – нога зафиксирована на уровне головы;
«4» – нога зафиксирована на уровне плеч;
«3» – нога зафиксирована чуть ниже уровня
плеч;
«2» – нога параллельно полу;
«1» - нога параллельно полу с поворотом
бедер внутрь
21
1.9.
В стойке на
полупальцах 4
переката мяча по
рукам и груди из
правой в левую
руку и обратно
балл
1.10.
Исходное
положение –
стойка на носках
в круге
диаметром 1 м.
Обруч в лицевой
плоскости в
правой руке.
После двух
вращений бросок
правой рукой
вверх, ловля
левой с
вращением. То
же другой рукой.
балл
1.11
Техническое мастерство
«5» – мяч в перекате последовательно
касается рук и груди, гимнастка не
опускается на всю стопу
«4» – перекат с незначительными
вспомогательными движениями телом,
приводящими к потере равновесия;
«3» – перекат с подскоком во второй
половине движения и перемещением
гимнастки в сторону переката;
«2» – завершение переката на плече
противоположной руки и вспомогательное
движением туловищем с потерей равновесия
«1» - завершение переката на груди
«5» – 6 бросков, точное положение частей
тела, вращение обруча точно в плоскости,
ловля без потери темпа и схождения с места;
«4» – 4 броска, отклонения от плоскости
вращения и перемещения, не выходя за
границу круга;
«3» – 4 броска с отклонениями в плоскости
вращения и потерей темпа, нарушения в
положении частей тела, перемещения не
выходя за границу круга;
«2» – 2 броска с изменением плоскости
вращения, ловлей обруча в остановку и
перемещением, не выходя за границу круга;
«1» – 2 броска с изменением плоскости
вращения, ловлей обруча в остановку и
перемещением, выходя за границу круга
Обязательная техническая программа
2. Уровень спортивной квалификации
2.1
Спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный
разряд», «первый спортивный разряд»
Средний балл, позволяющий определить уровень специальной физической
подготовки:
5,0 - 4,5 - высокий;
4,4 - 4,0 - выше среднего;
3,9 - 3,5 - средний;
3,4 - 3,0 - ниже среднего;
2,9 - 0,0 - низкий уровень.
22
Таблица № 13
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства по виду спорта «художественная гимнастика»
№ п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
1.1.
Шпагат с правой и
левой ноги с
опоры высотой 40
см с наклоном
назад и захватом
за голень
балл
1.2.
Поперечный
шпагат
балл
1.3.
Наклоны назад в
стойке на
полупальце одной
ноги, другую
вперед на 170-180
градусов, боком к
опоре (правой и
левой)
балл
«5» – сед с касанием пола правым и левым
бедром без поворота таза, захват двумя
руками;
«4» – расстояние от пола до бедра 1 – 5 см;
«3» – расстояние от пола до бедра 6 – 10 см;
«2» – захват только одной рукой;
«1» – без наклона назад
«5» – сед, ноги точно в стороны;
«4» – с небольшим поворотом бедер внутрь;
«3» – расстояние от поперечной линии до
паха 10 см;
«2» – расстояние от поперечной линии до
паха 10-15 см;
«1» – расстояние от поперечной линии до
паха 10 15 см с поворотом бедер внутрь
«5» – касание кистью пятки разноименной
ноги, с полным разгибанием туловища в
исходное положение, без остановок, ноги
максимально напряжены;
«4» – касание кистью пятки разноименной
ноги, с полным разгибанием туловища в
исходное положение, с небольшим
снижением темпа при разгибании; ноги
максимально напряжены
«3» – касание кистью пятки разноименной
ноги, с полным разгибанием туловища в
исходное положение с рывковыми
движениями; опорная нога незначительно
сгибается при наклоне;
«2» – касание кистью пятки разноименной
ноги, неполное разгибание туловища в
исходное положение, с рывковыми
движениями, опорная нога сгибается при
наклоне. маховая опускается ниже 170
градусов;
«1» – отсутствие касания кистью пятки
разноименной ноги, неполное разгибание
туловища в исходное положение; опорная
нога сгибается при наклоне, маховая
опускается ниже 170 градусов .
23
1.4.
Из положение
лежа на спине,
ноги вперед,
поднимая
туловище,
разведение ног в
шпагат за 15 с
балл
1.5.
Из положения
лежа на животе,
руки вперед,
параллельно друг
другу, ноги
вместе. 10
наклонов назад за
10 с
балл
1.6.
Прыжки на двух
ногах через
скакалку с
двойным
вращением вперед
за 20 с
Из стойки на
полупальцах, руки
в стороны, махом
правой назад,
равновесие на
одной ноге, другая
в захват
разноименной
рукой «в кольцо»
То же упражнение
с другой ноги
Боковое
равновесие на
полупальце одной
ноги, другая в
сторону - вверх,
руки в стороны.
Удержание 5 с.
Выполнение с
обеих ног.
балл
Равновесие в
стойке на
полупальцах
одной одной ноги,
другая вперед –
балл
1.7.
1.8.
1.9.
Оцениваются амплитуда и темп выполнения
при обязательном подъеме туловища до
вертикали.
«5» – 14 раз;
«4» – 13 раз;
«3» – 12 раз;
«2» – 11 раз;
«1» – 10 раз
«5» – руки и грудной отдел позвоночника
параллельно полу;
«4» – руки и грудной отдел позвоночника
близко к параллели;
«3» – руки и грудной отдел позвоночника
вертикально;
«2» – руки и грудной отдел позвоночника
немного не доходят до вертикали;
«1» – руки и грудной отдел позвоночника
немного не доходят до вертикали, ноги
незначительно разведены
«5» – 36-27 раз;
«4» – 35 раз;
«3» – 34 раза;
«2» – 33 раза;
«1» – 32 раза
балл
«5» – сохранение равновесия 5 с и более;
«4» – сохранение равновесия 4 с;
«3» – сохранение равновесия 3 с;
«2» – сохранение равновесия 2 с;
«1» – сохранение равновесия 1 с;
балл
«5» – амплитуда более 180 градусов, линия
плеч горизонтально, грудной отдел
позвоночника вертикально;
«4» – амплитуда близко к 180 градусам,
линия плеч незначительно отклонена от
горизонтали;
«3» – амплитуда 175-160 градусов, грудной
отдел отклонен от вертикали;
«2» – амплитуда 160-145 градусов,
туловище наклонено в сторону;
«1» - амплитуда 145 градусов
«5» – амплитуда более 180 градусов и более,
туловище близко к вертикали;
«4» – амплитуда близко к 180 градусам,
туловище незначительно отклонено назад;
«3» – амплитуда 160-145 градусов;
24
1.10.
вверх, руки в
стороны.
Удержание 5 с.
Выполнение с
обеих ног.
Переворот вперед
с правой ноги с
переводом ног
через три
позиции: шпагат
правой,
поперечный
шпагат, шпагат
левой. То же с
другой ноги
«2» – амплитуда 135 градусов, на низких
полупальцах;
«1» - амплитуда 135 градусов, на низких
полупальцах, туловище отклонено назад
балл
1.11.
Переворот назад с
правой ноги с
переводом ног
через три
позиции: шпагат
правой,
поперечный
шпагат, шпагат
левой. То же с
другой ноги
балл
1.12
В стойке на
полупальцах 4
переката мяча по
рукам и спине из
правой в левую
руку и обратно
балл
1.13
В стойке на
полупальцах в
круге с диаметром
1 метр,
жонглирование
булавами правой
рукой. То же
упражнение
другой рукой
балл
«5» – демонстрация шпагата в трех фазах
движения, фиксация наклона назад;
«4» – недостаточная амплитуда в одной из
фаз движения;
«3» – отсутствие фиксации положения в
заключительной фазе движения;
«2» – недостаточная амплитуда в начале
движения и отсутствие фиксации
положения в заключительной фазе
движения;
«1» - амплитуда всего движения менее 135
градусов
«5» – фиксация шпагата в трех фазах
движения;
«4» – недостаточная амплитуда в одной из
фаз движения;
«3» – отсутствие фиксации положения в
заключительной фазе движения;
«2» – недостаточная амплитуда в начале
движения и отсутствие фиксации
положения в заключительной фазе
движения;
«1» - амплитуда всего движения менее 135
градусов
«5» – перекат без подскоков,
последовательно касается рук и спины;
«4» –вспомогательные движения руками
или телом, без потери равновесия;
«3» – перекат с подскоком во второй
половине движения, потеря равновесия на
носках;
«2» – завершение переката на плече
противоположной руки;
«1» - завершение переката на спине
«5» – 6 бросков на высоких полупальцах,
точное положение звеньев тела;
«4» – 5 бросков на высоких полупальцах с
незначительными отклонениями туловища
от вертикали;
«3» – 4 броска на низких полупальцах с
отклонением туловища от вертикали и
переступаниями в границах круга;
«2» – 3 броска на низких полупальцах с
отклонением туловища от вертикали би
переступаниями в границах круга;
«1» - 2 броска на низких полупальцах с
отклонением туловища от вертикали и
25
выходом за границы круга
1.14
2.1
Техническое мастерство
Обязательная техническая программа
2. Уровень спортивной квалификации
Спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта»
Средний балл, позволяющий определить уровень специальной физической
подготовки:
5,0 - 4,5 - высокий;
4,4 - 4,0 - выше среднего;
3,9 - 3,5 - средний;
3,4 - 3,0 - ниже среднего;
2,9 - 0,0 - низкий уровень.
Таблица № 14
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства по виду
спорта «художественная гимнастика»
№ п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
«5» – сед, ноги точно в стороны;
«4» – с небольшим поворотом бедер внутрь;
«3» – расстояние от поперечной линии до паха
10 см;
«2» – расстояние от поперечной линии до паха
10-15 см;
«1» – расстояние от поперечной линии до паха
10 15 см с поворотом бедер внутрь
«5» – касание кистью пятки разноименной
ноги, с полным разгибанием туловища в
исходное положение, без остановок, ноги
максимально напряжены;
«4» – касание кистью пятки разноименной
ноги, с полным разгибанием туловища в
исходное положение, с небольшим снижением
темпа при разгибании; ноги максимально
напряжены
«3» – касание кистью пятки разноименной
ноги, с полным разгибанием туловища в
исходное положение с рывковыми
движениями; опорная нога незначительно
сгибается при наклоне;
«2» – касание кистью пятки разноименной
1.1.
Поперечный
шпагат
балл
1.2.
Наклоны назад
в стойке на
полупальце
одной ноги,
другую вперед
на 170-180
градусов,
боком к опоре
за 5 с (правой
и левой)
балл
26
Из положение
лежа на спине,
ноги вперед,
поднимая
туловище,
разведение ног
в шпагат за 15
с
Из положения
лежа на
животе, руки
вперед,
параллельно
друг другу,
ноги вместе. 10
наклонов назад
балл
1.5.
Прыжки на
двух ногах
через скакалку
с двойным
вращением
вперед за 10 с
балл
1.6.
Из стойки на
полупальцах,
руки в
стороны,
махом правой
назад,
равновесие на
одной ноге,
другая в захват
разноименной
рукой «в
кольцо»
То же
упражнение с
другой ноги
балл
1.3.
1.4.
балл
ноги, неполное разгибание туловища в
исходное положение, с рывковыми
движениями, опорная нога сгибается при
наклоне. маховая опускается ниже 170
градусов;
«1» – отсутствие касания кистью пятки
разноименной ноги, неполное разгибание
туловища в исходное положение; опорная нога
сгибается при наклоне, маховая опускается
ниже 170 градусов .
Оцениваются амплитуда и темп выполнения
при обязательном подъеме туловища до
вертикали.
«5» – 15 раз;
«4» – 14 раз;
«3» – 13 раз;
«2» – 12 раз;
«1» – 10 раз
«5» – руки и грудной отдел позвоночника
параллельно полу;
«4» – руки и грудной отдел позвоночника
близко к параллели;
«3» – руки и грудной отдел позвоночника
вертикально;
«2» – руки и грудной отдел позвоночника
немного не доходят до вертикали;
«1» – руки и грудной отдел позвоночника
немного не доходят до вертикали, ноги
незначительно разведены
«5» – 16 раз;
«4» – 15 раз;
«3» – 14 раз с дополнительными 1-2 прыжками
с одним вращением;
«2» – 13 раз с дополнительными 3-4 прыжками
с одним вращением;
«1» – 12 раз с 6 и более дополнительными
прыжками с одним вращением
«5» – сохранение равновесия 8 с;
«4» – сохранение равновесия 7 с;
«3» – сохранение равновесия 6 с;
«2» – сохранение равновесия 5 с;
«1» – сохранение равновесия 4 с;
27
1.7.
Боковое
равновесие на
полупальце с
правой и левой
ноги в течение
5 с после
выполнения 5
перекатов в
сторону в
группировке
балл
1.8.
После
выполнения 5
кувырков
вперед
переднее
равновесие на
полупальце с
правой и левой
ноги в течение
5с
балл
1.9.
Переворот
вперед с
правой и левой
ноги
балл
1.10.
Вертикальное
равновесие, на
двух ногах в
положении на
полупальцах с
4-мя
перебросками
мяча над
головой
правой и левой
рукой
балл
1.11.
В стойке на
полной стопе
одной ноги,
другая на
«пассе»,
балл
«5» – амплитуда более 180 градусов, туловище
вертикально;
«4» – амплитуда близко к 180 градусам,
туловище незначительно отклонена от
горизонтали;
«3» – амплитуда 175-160 градусов, туловище
отклонено от вертикали;
«2» – амплитуда 160-145 градусов, туловище
отклонено от вертикали;
«1» - амплитуда 145 градусов, туловище
отклонено от вертикали, на низких
полупальцах
«5» – амплитуда более 180 градусов, туловище
вертикально;
«4» – амплитуда близко к 180 градусам,
туловище незначительно отклонена от
вертикали;
«3» – амплитуда 160-145 градусов;
«2» – амплитуда 135 градусов, на низких
полупальцах;
«1» - амплитуда 135 градусов, на низких
полупальцах, туловище незначительно от
вертикали
«5» – демонстрация шпагата в трех фазах
движения, фиксация наклона назад;
«4» – недостаточная амплитуда в одной из фаз
движения;
«3» – отсутствие фиксации положения в
заключительной фазе движения;
«2» –недостаточная амплитуда в начале
движения и отсутствие фиксации положения в
заключительной фазе движения;
«1» - амплитуда всего движения менее 135
градусов
«5» – переброски, сохраняя позу равновесия,
плоскость броска;
«4» – вспомогательные движения телом, без
потери равновесия;
«3» – переброски со значительным
схождением с места и снижением амплитуды
броска;
«2» – переброски со значительным
схождением с места, снижением амплитуды
броска и паузой между перебросками;
«1» - переброски со значительным
схождением с места, на низких полупальцах
нарушение плоскости и высоты броска
«5» – 3-4 броска на высоких полупальцах,
точное положение звеньев тела;
«4» – 3-4 броска на высоких полупальцах с
незначительными отклонениями туловища от
вертикали;
28
жонглирование
булавами
правой и левой
рукой. То же
упражнение
другой рукой
1.12
2.1
«3» – 3-4 броска на низких полупальцах с
отклонением туловища от вертикали и с
незначительными паузами между бросками;
«2» – 3 броска на низких полупальцах с
отклонением туловища от вертикали и
опусканием бедра свободной ноги, паузами
между бросками;
«1» - 3 броска на низких полупальцах с
отклонением туловища и подскоками.
Техническое мастерство
Обязательная техническая программа
2. Уровень спортивной квалификации
Спортивное звание «мастер спорта России»
Таблица № 15
Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и
оценочные материалы
№ п/п
Формы аттестации
Оценочные
материалы
Протокол
1.
Контрольные тесты
2.
Медико-биологические
исследования
Заключения
3.
Переводные нормативы
Протокол
4.
Просмотровые сборы
Заключение
тренерапреподавателя
Примечание
Форма, разработанная
Спортивной школой и
включающая тесты из
Рабочей программы тренера преподавателя
Выдаются Заключения
медицинским центром по
всем видам исследования
Проводятся только для этапов
начальной подготовки и
учебно-тренировочного этапа
(этапа спортивной
специализации) до трех лет,
не имеющих спортивных
разрядов
Проводятся при отборе детей
на этапы спортивной
подготовки, а также
одаренных и способных детей
перешедших из других видов
спорта или поздно
ориентированных на занятия
спортом
3. Рабочая программа тренера-преподавателя
Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый
реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки.
29
Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной
подготовки.
Функции рабочей программы тренера-преподавателя:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для
выполнения тренером-преподавателем в полном объеме;
- целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради
достижения которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам
обучения;
- содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму
содержания);
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия учебно-тренировочного процесса;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки обучающихся.
4. Требования к кадровым и материально-техническим условиям
реализации этапов спортивной подготовки
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом
«Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от
24.12.2022
№ 952н
(зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021,
регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019
№ 191н
(зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519),
профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуре и спорта»,
утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н
(зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),
или Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников в области физической культуры и спорта»,
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н
(зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054)
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренерапреподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «художественная
30
гимнастика», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение
иных специалистов (при условии их одновременной работы с
обучающимися).
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании
договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры):
- наличие тренировочного спортивного зала;
- наличие раздевалок, душевых.
Требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной
экипировке, необходимые для реализации программы
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Наименование
Булава гимнастическая (женская)
Видеокамера
Видеотехника для записи и
просмотра изображения
Зеркало (12x12 м)
Игла для накачивания мячей
Ковер гимнастический (13x13 м)
Ленты для художественной
гимнастики (разных цветов)
Музыкальный центр
Мяч для художественной
гимнастики
Насос универсальный
Обруч гимнастический
Пианино
Пылесос бытовой
Секундомер
Скакалка гимнастическая
Скамейка гимнастическая
Станок хореографический
Стенка гимнастическая
Единица измерения
штук
штук
комплект
Количество изделий
12
1
1
штук
штук
штук
штук
1
3
1
12
штук
штук
1 на тренера
12
штуки
штук
штук
штук
штук
штук
штук
комплект
штук
1
12
1
1
2
12
5
1
12
5. Перечень информационного обеспечения
1. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. – Киев:
Олимпийская литература, 2005. - 303 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
31
3. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в
художественной гимнастике: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. – СПб., 2003. 20 с.
4. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. – М.: Физкультура и
спорт, 1983. – 129 с.
5. Годик М.А Совершенствование силовых качеств // Современная система
спортивной тренировки. - М.: "СААМ", 1995.
6. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г.Д.Горбунов. - 3-е изд.,
испр. – М.: Советский спорт, 2007. – 296 с.: ил.
7. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической
подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под общей
ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
8. Карпенко Л.А. Методика многолетней спортивной подготовки
занимающихся художественной гимнастикой: Учеб. Пособие. СПб.: Издат-во
СПБГАФК, 1998. - 26 с.
9. Никитушкин В.Г. Система подготовки спортивного резерва – М.:
ВНИИФК, 1994. – 320 с.
10. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.:
Физкультура и спорт, 1986. – 285 с.
11. Ростовцев В.Л. Современные технологии спортивных достижений. – М.:
«ВНИИФК», 2007. – 199 с. 95
12. Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н. Современная система спортивной
тренировки. – М.: СААМ, 1995. – 445 с.
13. Хрущёв С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. – М.:
Физкультура и спорт, 1982. – 143 с.
14. Художественная гимнастика: учебник под ред. Л.А.Карпенко.
Всероссийская федерация художественной гимнастики, – М.: 2003.
32
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)