Программа спортивной подготовки по виду спорта Тхэквондо

1. Общие положения
1.1. Программа составлена на основе директивных и нормативных
документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
«тхэквондо», утвержденного Приказом Министерства спорта Российской
Федерации от 15.11.2022 года № 988;
- Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 03.08.2022
№ 634 «Об особенностях организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной
подготовки»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 27 января 2023 г. № 57 «Об
утверждении порядка приема на обучение по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки»;
- Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23
октября 2020 г. № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и
спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»;
- СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
- Устава ПМАОУ ДО «СШ».
1.2. Программа разработана с учетом примерной дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта
«тхэквондо», утвержденной приказом Минспорта России от 14 декабря 2022
г. № 1223.
1.3. Целью реализации программы является достижение спортивных
результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов
в
учебно-тренировочном
процессе
в
условиях
многолетнего,
круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных
задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.

Планируемые результаты освоения программы представляют собой
систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов
учебно-тренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает
формирование личностных результатов:
- овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их
возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики
перетренированности (недотренированности), перенапряжения;
- овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и
судейской практики;
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке
спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять
подготовку спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и
спортивным соревнованиям;
- умение анализировать и творчески применять полученные знания в
самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и
взаимодействия в соревновательный период;
- развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии
саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять
задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых
знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и
обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей
профессии, приобретение навыков по участию в спортивных соревнованиях
различного уровня.
2. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо»
В мире одним из самых популярных восточных единоборств является
тхэквондо. Тхэквондо – это корейское боевое искусство, а также
олимпийский вид спорта, кроме того – это одно из самых современных
боевых искусств. Официальный статус тхэквондо получило 11 апреля 1955
года.
Тхэквондо – это боевое искусство, характеризующееся наиболее
мощной техникой ударов ногами, соответствующей этой технике тактикой и
стратегией, и олимпийский вид спорта, соревнования по которому
проводятся в соответствии с правилами WTF (Worldtaekwondo federation).
Спортивные поединки по ТХЭКВОНДО (ВТФ) последнее время
приобрели большую популярность в обществе, получили широкое
распространение и признание как вид спорта, входящий в Государственный
реестр России, с присвоением спортивных разрядов и званий.

2

Таблица № 1
Спортивные дисциплины вида спорта «тхэквондо»
Наименование спортивной дисциплины
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория
ВТФ - весовая категория

29 кг
33 кг
37 кг
41 кг
42 кг
44 кг
45 кг
46 кг
47 кг
48 кг
49 кг
51 кг
52 кг
53 кг
54 кг
55 кг
57 кг
58 кг
59 кг
59+ кг
61 кг
62 кг
63 кг
63+ кг
65 кг
65+ кг
67 кг
67+ кг
68 кг
68+ кг
73 кг
73+ кг
74 кг
78 кг
78+ кг
80 кг
80+ кг
87 кг

Номер-код спортивной
дисциплины
047 001
1
8
1
047 003
1
8
1
047 004
1
8
1
047 005
1
8
1
047 006
1
8
1
047 008
1
8
1
047 009
1
8
1
047 010
1
8
1
047 011
1
8
1
047 012
1
8
1
047 013
1 :6
1
047 015
1
8
1
047 016
1
8
1
047 017
1
8
1
047 018
1
8
1
047 019
1
8
1
047 020
1
6
1
047 021
1
6
1
047 022
1
8
1
047 023
1
8
1
047 024
1
8
1
047 025
1
8
1
047 026
1
8
1
047 027
1
8
1
047 028
1
8
1
047 029
1
8
1
047 030
1
6
1
047 031
1
6
1
047 032
1
6
1
047 033
1
8
1
047 036
1
8
1
047 037
1
8
1
047 038
1
8
1
047 039
1
8
1
047 040
1
8
1
047 041
1
6
1
047 042
1
6
1
047 045
1
8
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Д
Н
Н
Н
Д
Д
Ю
Б
Д
Ю
С
Н
Д
С
А
Н
С
А
Н
Д
Ю
Б
Ф
Д
Ю
Ю
Б
Ж
Ф
Д
С
С
А
Ю
Ю
А
М
А
3

ВТФ - весовая категория 87+ кг
ВТФ - командные соревнования
ВТФ - пхумсэ - индивидуальная
программа
ВТФ - пхумсэ - двойки смешанные
ВТФ - пхумсэ- тройки
ВТФ - пхумсэ - пятерки смешанные
ВТФ - пхумсэ - фристайл индивидуальная программа
ВТФ - пхумсэ - фристайл – двойки
смешанные
ВТФ - пхумсэ - фристайл – пятерки
смешанные

047
047

046
047

1
1

8
8

1
1

1 А
1 Л

047
047
047
047

048
049
050
051

1
1
1
1

8
8
8
8

1
1
1
1

1
1
1
1

047

067

1

8

1

1 Я

047

068

1

8

1

1 Я

047

069

1

8

1

1 Н

Я
Я
Я
Я

2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным
этапам
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем
году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения,
соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого
возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации) до трех лет.
На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц,
прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по
другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для
зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных
в дополнительной образовательной программе по виду спорта «тхэквондо» с
учетом сроков реализации этапов спортивной подготовки и возрастных
границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при
условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду
субъекта Российской Федерации по виду спорта «тхэквондо» и участия в
официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «тхэквондо» не
ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.

4

Таблица № 2
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
Этапы спортивной
подготовки
Начальной подготовки

Учебно-тренировочный
(спортивной специализации)

Срок реализации этапов
спортивной подготовки
2

5

Совершенствования
спортивного мастерства

3

Высшего спортивного
мастерства

1

Возраст зачисления

НП-1

10

НП-2

11

УТГ-1

12

УТГ-2, УТГ-3

13

УТГ-4

14

СС-1

14

СС-2, СС-3

15

ВСМ-1

16

2.2. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Наполняемость групп определяется Спортивной школой с учетом
единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта
спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо».

Таблица № 3
Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Этапы спортивной подготовки

Количественный состав группы
(человек)

Начальной подготовки

от 12 до 20

Учебно-тренировочный
(спортивной специализации)

от 8 до 16

Совершенствования спортивного мастерства

от 4 до 8

Высшего спортивного мастерства

от 1 до 2

5

2.3. Объем дополнительной образовательной программы
Таблица № 4
Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного
процесса
Этапы и годы спортивной подготовки
Этапный
норматив

Количество
часов
в неделю
Общее
количество
часов в год

Этап
начальной
подготовки

Тренировочный этап (этап
спортивной специализации)

Этап
совершенство
вания
спортивного
мастерства
СС-2
СС-1
СС-3

Этап
высшего
спортив
ного
мастерст
ва

НП-1

НП-2

УТГ-1

УТГ-2

УТГ-3

УТГ-4

6

8

10

12

14

18

20

24

28

312

416

520

624

728

936

1040

1248

1456

2.4. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Спортивной школой
для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для
контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения
учитываются в учебно-тренировочном графике.
Перечень учебно-тренировочных
мероприятий

Таблица № 5

Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней)
Виды учебноУчебно№
Этап
Этап
тренировочных
тренировочный
Этап
п/п
совершенствова
высшего
мероприятий
этап (этап
начальной
ния спортивного спортивного
спортивной
подготовки
мастерства
мастерства
специализации)
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1 Учебнотренировочные
мероприятия по
21
21
подготовке к
международным
спортивным
соревнованиям
6

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2
2.3

2.4

2.5

Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к
14
18
21
чемпионатам
России, кубкам
России, первенствам
России
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к другим
14
18
18
всероссийским
спортивным
соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к
14
14
14
официальным
спортивным
соревнованиям
субъекта Российской
Федерации
2. Специальные тренировочные мероприятия
Учебнотренировочные
мероприятия по
общей и (или)
14
18
18
специальной
физической
подготовке
Восстановительные
до 10 суток
мероприятия
Мероприятия для
комплексного
до 3 суток, но не более 2 раз в
медицинского
год
обследования
УчебноДо 21 суток подряд и не более
тренировочные
двух учебно-тренировочных
мероприятия в
мероприятий в год
каникулярный
период
Просмотровые
тренировочные
до 60 суток
мероприятия

Объем соревновательной деятельности по виду спорта
Объем соревновательной деятельности устанавливается в программе по
типу спортивных соревнований: контрольные, отборочные, основные, с
7

учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной подготовки
на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности и
состоянием
тренированности
обучающегося
по
дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки (далее – обучающийся).
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки
Спортивной школой указывается количество соревнований в соответствии с
единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и
международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий и
с учетом значений, утвержденных в государственном (муниципальном)
задании.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня
подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических
качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную
функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования
различного уровня, так и специально организованные Спортивной школой.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и
комплектования команд для выступления на основных спортивных
соревнованиях и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных
результатов и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Таблица № 6
Объем соревновательной деятельности по виду спорта

Виды
спортивных
соревнований
Контрольные
Отборочные
Основные

Этапы и годы спортивной подготовки
Тренировочный этап
Этап начальной
Этап
(этап спортивной
подготовки
совершенствования
специализации)
спортивного
До
Свыше
До трех
Свыше
мастерства
года
года
лет
трех лет
1
2
2
2
3
–
–
1
2
2
–
1
1
1
2

Этап
высшего
спортивного
мастерства
3
2
2

2.5. Годовой учебно-тренировочный план
Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «тхэквондо»
(далее – учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной
нагрузки по видам спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по этапам
спортивной подготовки и по годам обучения. Учебный план составляется и
утверждается Спортивной школой ежегодно на 52 недели (в часах).
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности Спортивной школы,
8

совокупность
отдельных
относительно
самостоятельных,
но
не
обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки,
соотношении и последовательности их как органических звеньев единого
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных
результатов.
Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия –
теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные,
антидопинговые,
воспитательные,
аттестационные
мероприятия, медико-биологическое обследование являются неотъемлемой
частью тренировочного процесса и регулируются Спортивной школой
самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой
объем тренировочной нагрузки.

9

Таблица № 7

Годовой учебно-тренировочный план

Этап начальной
подготовки
№
п/п

Виды подготовки

1. Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка
Участие в спортивных соревнованиях
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Теоретическая подготовка
Психологическая подготовка
Инструкторская и судейская
практика
9. Медицинские, медико-биологические
мероприятия
10. Восстановительные мероприятия
11. Тестирование и контроль
Общее количество часов в год
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

НП-1

НП-2

Этапы и годы подготовки
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной Этап совершенствования
специализации)
спортивного мастерства
УТГ-1

УТГ-2

УТГ-3

УТГ-4

СС-1

СС-2
СС-3

Этап высшего
спортивного
мастерства

6

Недельная нагрузка в часах
14
8
10
12
18
20
24
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах

28

2

2

3

3

3

3

4

4

4

108
42

114
72

120
108

136
132

158
146

180
192

168
228

204
264

168
324

0

6

20

24

26

48

108

120

180

132
8

180
14

210
20

254
28

305
36

395
48

352
60

442
60

430
72

10

10

10

10

10

10

10

10

10

2

2

6

6

8

12

24

36

48

0

6

6

10

10

16

40

50

90

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

12

16

18

24

36

48

120

6

6

6

6

9

9

12

12

12

624

728

936

1040

1248

1456

312

416

520

10

2.6. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы составляется Спортивной
школой на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного
графика и следующих основных задач воспитательной работы:
- формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических
качеств;
- воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
- развитие и совершенствование навыков саморегуляции и
самоконтроля.
Таблица № 8
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
1.1.

1.2.

Направление
Мероприятия
работы
Профориентационная деятельность
Судейская
Участие в спортивных соревнованиях
практика
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и проведения
спортивных соревнований в качестве
помощника спортивного судьи и (или)
помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к
решениям спортивных судей
Инструкторская Учебно-тренировочные занятия, в рамках
практика
которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведение
учебно-тренировочных занятий в качестве
помощника тренера-преподавателя,
инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного
занятия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному и соревновательному
процессам;
- формирование склонности к педагогической
работе

Сроки
проведения
В течение года

В течение года

11

№
п/п
2.
2.1.

2.2.

2.3.

3.
3.1

3.2.

4.
4.1.

Направление
Мероприятия
работы
Здоровье сбережение
МедикоИсследование организма спортсмена после/до
биологическое тренировочной и соревновательной
исследование
деятельности
Организация и Дни здоровья и спорта, в рамках которых
проведение
предусмотрено:
мероприятий,
- формирование знаний и умений в проведении
направленных
дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей
на
(написание положений, требований,
формирование
регламентов к организации и проведению
здорового
мероприятий, ведение протоколов);
образа жизни
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта
Режим питания Практическая деятельность и
и отдыха
восстановительные процессы обучающихся:
- формирование навыков правильного режима
дня с учетом спортивного режима
(продолжительности учебно-тренировочного
процесса, периодов сна, отдыха,
восстановительных мероприятий после
тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физической кондиции, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета)
Патриотическое воспитание спортсменов
Теоретическая
Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с
подготовка
приглашением именитых спортсменов, тренеров
и ветеранов спорта с обучающимися и иные
мероприятия
Практическая
Участие в:
подготовка
- физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивнх соревнованиях, в том
числе в парадах, церемониях открытия
(закрытия), награждения;
- тематических физкультурно-спортивных
праздниках
Развитие творческого мышления
Практическая
Семинары, мастер-классы, показательные
подготовка
выступления для обучающихся, направленные
на:
- формирование умений и навыков,
способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их
мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;

Сроки
проведения
В течение года
В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

12

№
п/п

Направление
работы

Мероприятия
- расширение общего кругозора юных
спортсменов

Сроки
проведения

2.7. План мероприятий,
направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним, составляется Спортивной школой на учебно-тренировочный
год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, плана
мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с
ним (таблица 9).
В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на
предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по
научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках
воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе
научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу,
предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным
планом
(методическую,
подготовительную,
организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга,
работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе
коллегиальных органов управления Спортивной школой).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях
учебно-тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских
собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте
для здоровья спортсменов,
об ответственности за
нарушение
антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допингконтроля.
Таблица № 9
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним

Этап
спортивной
подготовки
Начальной
подготовки

Содержание мероприятия и его
форма
1. Веселые
старты

Сроки
проведения

«Честная игра»

1-2 раза в
год

2. Теоретическое «Ценности
занятие
спорта. Честная
игра»

1 раз в год

Рекомендации по
проведению мероприятия
Составление отчета о
проведении мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в регионе
13

Этап
спортивной
подготовки

Содержание мероприятия и его
форма

Сроки
проведения

Рекомендации по
проведению мероприятия

3. Проверка лекарственных
препаратов (знакомство с
международным стандартом
«Запрещенный список)

1 раз в месяц Научить юных
спортсменов проверять
лекарственные препараты
через сервисы по проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер называет
спортсмену 2-3
лекарственных препарата
для самостоятельной
проверки дома)
4.
«Играй честно»
По
Проведение викторины на
Антидопинговая
назначению крупных спортивных
викторина
мероприятиях в регионе
5. Онлайн обучение на сайте
1 раз в год Прохождение онлайн-курса
РУСАДА
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования.
6. Родительское «Роль
1-2 раза в
Включить в повестку дня
собрание
родителей в
год
родительского собрания
процессе
вопрос по антидопингу.
формирования
Использовать памятки для
антидопингово
родителей. Научить
й культуры»
родителей пользоваться
сервисом по проверке
препаратов
7. Семинар для
«Виды
1-2 раза в
Согласовать с
тренеров
нарушений
год
ответственным за
антидопинговы
антидопинговое
х правил»,
обеспечение в субъекте
«Роль тренера
Российской Федерации
и родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»
Учебно1. Веселые
«Честная игра»
1-2 раза в
Составление отчета о
тренировочный старты
год
проведении мероприятия:
этап (этап
сценарий/программа,
спортивной
фото/видео
специализации) 2. Онлайн-обучение на сайте
1 раз в год Прохождение онлайн-курса
РУСАДА
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования
3.
«Играй честно»
По
Проведение викторины на
Антидопинговая
назначению крупных спортивных
викторина
мероприятиях в регионе
4. Семинар для
«Виды
1-2 раза в
Согласовать с
спортсменов и
нарушений
год
ответственным за
14

Этап
спортивной
подготовки

Содержание мероприятия и его
форма
тренеров

5. Родительское
собрание

Этапы
совершенствов
ания
спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства

антидопинговы
х правил»
«Проверка
лекарственных
средств»
«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»

Сроки
проведения

антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
1-2 раза в
год

1. Онлайн обучение на сайте
РУСАДА

1 раз в год

2. Семинар

1-2 раза в
год

«Виды
нарушений
антидопинговы
х правил»
«Процедура
допингконтроля»
«Подача
запроса на ТИ»
«Система
АДАМС»

Рекомендации по
проведению мероприятия

Включить в повестку дня
родительского собрания
вопрос по антидопингу.
Использовать памятки для
родителей. Научить
родителей пользоваться
сервисом по проверке
препаратов
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования.
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации

2.8. План инструкторской и судейской практики
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится
на тренировочном этапе в последние 3-5 годы подготовки, на этапе
совершенствования спортивного мастерства в каждом году подготовки.
Такая работа проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий,
самостоятельной работы обучающихся. Обучающиеся готовятся к роли
инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведении
занятий, массовых соревнований в качестве судей. Содержание занятий на
спортивно-оздоровительном этапе определяется в зависимости от
подготовленности
занимающихся
на
основании
материала
для
тренировочного этапа.

15

Таблица № 10

НП-2
Основные методические
принципы организации
и
проведения
тренировочных занятий.
Умение
провести
подготовительную часть
урока.
Организация
проведения
утренней
зарядки,
самостоятельного
занятия.
Спортивная
терминология. Правила
соревнований.
Судейская терминология

УТГ-1
УТГ-2
УТГ-3
УТГ-4
Основные методические принципы
организации и проведения
тренировочных занятий. Умение
провести подготовительную часть
урока. Организация проведения
утренней зарядки, самостоятельного
занятия. Спортивная терминология.
Правила соревнований. Судейская
терминология, жесты. Определение
победителей. Судейство
тренировочных поединков.
Судейство городских соревнований
в качестве бокового судьи

СС-1
СС-2
СС-3
ВСМ-1
Составление комплексов
упражнений по
физической,
технической и
тактической подготовке.
Судейская
терминология, жесты.
Определение
победителей. Судейство
первенства города в
качестве рефери и
бокового судьи, арбитра,
регистратора.

2.9. План медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в
соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой
и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный № 61238).
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для
занятий видом спорта «тхэквондо».
Спортивная школа ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебнотренировочным занятиям и к соревновательным мероприятиям.
16

2.10. Требования к результатам прохождения дополнительной
образовательной программы
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- умение управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях соревновательной деятельности;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и планировать пути их
достижения; умение оценивать правильность выполнения поставленной
задачи, собственные возможности её решения; владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с тренером-преподавателем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в соревновательной деятельности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий; анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
начальной подготовки направлены на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической
культурой и спортом:
- получение общих теоретических знаний о физической культуре и
спорте, в том числе о виде спорта «тхэквондо»;
- формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде
спорта «тхэквондо»;
- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие физических качеств;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях,
начиная со второго года обучения;
- укрепление здоровья.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на
учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) направлены
на:
17

- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта
«тхэквондо»;
- формирование разносторонней общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта
«тхэквондо»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- укрепление здоровья.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
совершенствования спортивного мастерства направлены на:
- повышение
уровня
общей и
специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
высшего спортивного мастерства направлены на:
- повышение
уровня
общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта
«тхэквондо»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
достижение обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в
условиях соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья.
Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации
обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и
правилам вида спорта «тхэквондо»;
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях;
соблюдение
общероссийских
антидопинговых
правил
и
антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми
организациями.
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в
соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой
и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
18

физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный № 61238).
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для
занятий видом спорта «тхэквондо».
Спортивная школа ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
2.11. Контрольные и контрольно-переводные нормативы по видам
спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц,
проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной
подготовки
Таблица № 11
Нормативы общей физической подготовки для зачисления и перевода на
этап начальной подготовки по виду спорта «тхэквондо»
№ п/п

1.1.
1.2.
1.3.

1.4.

1.5.
1.6.

Упражнения

Единица
измерения

Норматив до года
Норматив свыше
обучения
года обучения
мальчики девочки мальчики девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
Бег на 30 м
с
не более
не более
6,2
6,4
6,0
6,2
Бег на 1000 м
мин, с
не более
не более
6.10
6.30
5.50
6.20
Сгибание и разгибание
количество
не менее
не менее
рук в упоре лежа на
раз
10
5
13
7
полу
Наклон вперед из
количество
не менее
не менее
положения стоя на
раз
+2
+3
+4
+5
гимнастической скамье
Челночный бег 3х10 м
с
не более
не более
9,6
9,9
9,3
9,5
Прыжок в длину с места
см
не менее
не менее
толчком двумя ногами
130
120
140
130

19

Таблица № 12
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной
специализации) по виду спорта «тхэквондо»
Норматив
мальчики/
девочки/
юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.
Бег на 60 м
с
не более
10,4
10,9
1.2.
Бег на 1500
мин, с
не более
8.05
8.29
1.3.
Сгибание и разгибание
количество
не менее
рук в упоре лежа на полу
раз
18
9
1.4.
Наклон вперед из
см
не менее
положения стоя на
+5
+6
гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
1.5.
Челночный бег 3х10 м
с
не более
8,7
9,1
1.6.
Прыжок в длину с места
см
не менее
толчком двумя ногами
160
145
1.7.
Подтягивание из виса на количество
не менее
высокой перекладине
раз
4
1.8.
Подтягивание из виса
количество
не менее
лежа на низкой
раз
11
перекладине 90 см
1.9.
Поднимание туловища
количество
не менее
из положения лежа на
раз
36
30
спине (за 1 мин)
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.
Челночный бег 30х8 м с
мин, с
не более
высокого старта
1.25
1.35
2.2.
Удары «долио чаги» на
количество
не более
уровне корпуса по
раз
18
16
«ракетке» за 10 с
3. Уровень спортивной квалификации
3.1. Период обучения на этапе
Спортивные разряды – «третий юношеский
спортивной подготовки (до трех лет)
спортивный разряд», «второй юношеский
спортивный разряд», «первый юношеский
спортивный разряд»
3.2. Период обучения на этапе
Спортивные разряды - «третий спортивный
спортивной подготовки (свыше трех лет)
разряд», «второй спортивный разряд»,
«первый спортивный разряд»
№ п/п

Упражнения

Единица
измерения

20

Таблица № 13
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства по виду спорта «тхэквондо»
№ п/п
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

1.6.

1.7.
1.8.
1.9.

2.1.
2.2.

3.1.

Норматив
Единица
измерения юноши/юниоры
девушки/юниорки
1. Нормативы общей физической подготовки
Бег на 60 м
с
не более
8,2
9,6
Бег на 2000
мин, с
не более
8.10
10.00
Сгибание и разгибание
количество
не менее
рук в упоре лежа на полу
раз
36
15
Подтягивание из виса на количество
не менее
высокой перекладине
раз
12
Подтягивание из виса
количество
не менее
лежа на низкой
раз
8
перекладине 90 см
Наклон вперед из
см
не менее
положения стоя на
+11
+15
гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Челночный бег 3х10 м
с
не более
7,9
8,2
Прыжок в длину с места
см
не менее
толчком двумя ногами
180
165
Поднимание туловища
количество
не менее
из положения лежа на
раз
46
40
спине (за 1 мин)
2. Нормативы специальной физической подготовки
Челночный бег 30х8 м с
мин, с
не более
высокого старта
1.15
1.25
Удары «долио чаги» на
количество
не более
уровне корпуса по
раз
20
18
«ракетке» за 10 с
3. Уровень спортивной квалификации
Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»
Упражнения

21

Таблица № 14
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды, спортивные
звания) для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства по виду спорта «тхэквондо»
№ п/п

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

Норматив
юниоры/
юниорки/
мужчины
женщины
1. Нормативы общей физической подготовки
Бег на 100 м
с
не более
13,4
16,0
Бег на 2000
мин, с
не более
9.50
Бег на 3000
мин, с
не более
12.40
Сгибание и разгибание
количество
не менее
рук в упоре лежа на полу
раз
42
24
Подтягивание из виса на количество
не менее
высокой перекладине
раз
14
Упражнения

Подтягивание из виса
лежа на низкой
перекладине 90 см
Наклон вперед из
положения стоя на
гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Челночный бег 3х10 м

Единица
измерения

количество
раз

не менее
-

см

не менее
+13

с

1.9.

1.10.
1.11.

2.1.
2.2.

3.1.

+16
не более

6,9

1.9.

19

Прыжок в длину с места
см
не менее
толчком двумя ногами
230
Поднимание туловища
количество
не менее
из положения лежа на
раз
48
спине (за 1 мин)
Кросс на 3 км (бег по
мин, с
не более
пересеченной местности)
Кросс на 5 км (бег по
мин, с
не более
пересеченной местности)
23.30
2. Нормативы специальной физической подготовки
Челночный бег 30х8 м с
мин, с
не более
высокого старта
1.13
Удары «долио чаги» на
количество
не более
уровне корпуса по
раз
22
«ракетке» за 10 с
3. Уровень спортивной квалификации
Спортивное звание «мастер спорта России»

7,9
185
44

16.30
-

1.23
20

22

Таблица № 15
Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и
оценочные материалы
№ п/п

Формы аттестации

Оценочные
материалы
Протокол

1.

Контрольные тесты

2.

Медико-биологические
исследования

Заключения

3.

Переводные нормативы

Протокол

4.

Просмотровые сборы

Заключение
тренерапреподавателя

Примечание

Форма, разработанная
Спортивной школой и
включающая тесты из
Рабочей программы тренера преподавателя
Выдаются Заключения
медицинским центром по
всем видам исследования
Проводятся только для этапов
начальной подготовки и
учебно-тренировочного этапа
(этапа спортивной
специализации) до трех лет,
не имеющих спортивных
разрядов
Проводятся при отборе детей
на этапы спортивной
подготовки, а также
одаренных и способных детей
перешедших из других видов
спорта или поздно
ориентированных на занятия
спортом

3. Рабочая программа тренера-преподавателя
Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый
реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки.
Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной
подготовки.
Функции рабочей программы тренера-преподавателя:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для
выполнения тренером-преподавателем в полном объеме;
- целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради
достижения которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам
обучения;
- содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму
содержания);
23

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия учебно-тренировочного процесса;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки обучающихся.
4. Требования к кадровым и материально-техническим условиям
реализации этапов спортивной подготовки
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом
«Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от
24.12.2022
№ 952н
(зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021,
регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019
№ 191н
(зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519),
профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуре и спорта»,
утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н
(зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),
или Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников в области физической культуры и спорта»,
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н
(зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054)
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренерапреподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «тхэквондо», а
также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании
договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры):
- наличие тренировочного спортивного зала;
- наличие раздевалок, душевых.

24

Требования к оборудованию и спортивному инвентарю, необходимые
для реализации программы
№ п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

42.
43.

Наименование
Барьер легкоатлетический тренировочный
Брусья навесные на гимнастическую стенку
Весы электронные (до 150 кг)
Гантели переменной массы (от 1 до 10 кг)
Гантели переменной массы (от 12 до 26 кг)
Гимнастическая палка «бодибар»
Жгут спортивный тренировочный
Зеркало настенное (1х2 м)
Измерительная рулетка
Конус тренировочный
Лента эластичная (силовая)
Лестница координационная (05х6м)
Макивара – щит большая
Макивара средняя
Маркеры для тренировок
Мат гимнастический
Мешок боксерский
Мешок-манекен водоналивной
Мяч баскетбольный
Мяч набивной (медицинбол) (от 1-10 кг)
Мяч футбольный
Напольное покрытие для единоборств будоматы «доянг» (12х12 м)
Насос универсальный с иглой
Перекладина навесная универсальная
Петля резиновая (от 2 кг до 90 кг)
Платформа балансировочная
Подвесная система для мешков
Подушка балансировочная
Ракетка для тхэквондо («лапа – ракетка» для
тхэквондо)
Свисток
Секундомер
Скакалка гимнастическая
Скамейка гимнастическая
Скамья атлетическая (регулируемая)
Стеллаж для хранения гантелей
Стеллаж для хранения гантелей
Стенка гимнастическая
Степ - платформа
Стойки для приседания со штангой
Трос амортизатор спортивный
Тумба для запрыгивания разновысокая
Штанга тяжелоатлетическя (240 кг)
Эспандер латеральный для ног

Единица
измерения
комплект
штук
штук

комплект
комплект
штук
штук

штук
штук

комплект
штук
штук
штук
штук
комплект
штук
штук
штук

Количество
изделий
1
2
1

1
1
12
12

6
1

1
12
1
6
12
1
2
2
2

штук
комплект
штук
комплект

1
1
1
1

штук
штук

1
2

штук
штук
комплект
штук
штук

12
1
2
1
12

штук
штук
штук
штук

1
1
12
2

штук
штук
штук
штук
штук
комплект
штук
комплект

комплект
штук

1
1
1
2
12
1
12
1

1
12

25

№ п/п

Наименование

Единица
измерения

Количество
изделий

комплект

1

Для учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), этапов совершенствования
спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства
44.
штук
1
Монитор для электронной системы
45.

судейства (телевизор)
Электронная система судейства для
проведения тренировочных занятий и
спортивных соревнований

5. Перечень информационного обеспечения
1. Программа спортивной подготовки для образовательных учреждений/
Москва – 2008 – 127 стр.
2. Градополов К.В. Бокс. – М., ФиС, 1965. – 338 стр.
3. Ким Су Тхэквондо: Ча Ён Рю – естественный путь / Пер. с англ. Е.Гупало.
– М., ФАИР-ПРЕСС 2001. – 480 с.
4. Купцов А.П. Об основах единой классификации, систематики и
терминологии технических действий // Спортивная борьба: Ежегодник. М.,
1976, - с 22-25
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания
и спорта. - М., 2000. – 477 стр.
6. Сун Ман Ли, Гетейн Рике Современное тхэквондо: курс тренировок
рекомендован Всемирной федерацией тхэквондо. - М., 2002. – 352 стр.
7. Чой Сунг Мо, Е.И. Глебов Тхэквондо: основы олимпийского спарринга. Ростов-на-Дону, 2002. - 320 стр.
8. Санг Х. Ким Растяжки, сила, ловкость в боевой практике. - Ростов-наДону, 2002. - 320 стр.
9. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М.,
1999. – 478 стр.
10. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как
фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Изд. «Теория и практика
физической культуры», 2001. – 332 стр., ил.
11. Гил К., Ким Чур Хван Искусство тхэквондо три ступени. – М., Изд.
«Советский спорт», 1993.

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».