1. Общие положения
1.1. Программа составлена на основе директивных и нормативных
документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
«легкая атлетика», утвержденного Приказом Министерства спорта
Российской Федерации от 16.11.2022 года № 996;
- Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 03.08.2022
№ 634 «Об особенностях организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной
подготовки»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 27 января 2023 г. № 57 «Об
утверждении порядка приема на обучение по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки»;
- Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23
октября 2020 г. № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и
спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»;
- СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
- Устава ПМАОУ ДО «СШ».
1.2.Образовательная программа разработана с учетом примерной
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по
виду спорта «легкая атлетика», утвержденной Приказом Министерства
спорта Российской Федерации от 20.12.2022 года № 1282.
1.3. Целью реализации программы является достижение спортивных
результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов
в
учебно-тренировочном
процессе
в
условиях
многолетнего,
круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных
задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.
Планируемые результаты освоения программы представляют собой
систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов
учебно-тренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает
формирование личностных результатов:
- овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их
возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики
перетренированности (недотренированности), перенапряжения;
- овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и
судейской практики;
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке
спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять
подготовку спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и
спортивным соревнованиям;
- умение анализировать и творчески применять полученные знания в
самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и
взаимодействия в соревновательный период;
- развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии
саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять
задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых
знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и
обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей
профессии, приобретение навыков по участию в спортивных соревнованиях
различного уровня.
2. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика»
Вид спорта «легкая атлетика» — олимпийский вид спорта, включающий
бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие спортивные
дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки
и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по
пересеченной местности). Один из основных и наиболее массовых видов
спорта. Начало распространению легкой атлетики в России положено в
1888 г. Впервые первенство России по легкой атлетике проходило в 1908 г.
Легкую атлетику принято называть королевой спорта, потому что она
является одним из самых массовых видов спорта и в ее дисциплинах всегда
разыгрывалось наибольшее количество медалей на Олимпийских играх.
Легкоатлеты – спортсмены, которые занимаются одним или несколькими
видами легкой атлетики
2
Таблица № 1
Спортивные дисциплины вида спорта «легкая атлетика»
Наименование спортивной дисциплины
Бег 30-50 м
Бег 60 м
Бег 100 м
Бег 200 м
Бег 300 м
Бег 400 м
Бег 600 м
Бег 800 м
Бег 1000 м
Бег 1500 м
Бег 3000 м
Номер-код спортивной
дисциплины
002 064 1
8
1
002 002 1
8
1
002 003 1
6
1
002 004 1
6
1
002 005 1
8
1
002 006 1
6
1
002 007 1
8
1
002 008 1
6
1
002 009 1
8
1
002 010 1
6
1
002 012 1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным
этапам
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем
году исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения,
соответствующее возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого
возраста на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации) до трех лет.
На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц,
прошедших спортивную подготовку в других организациях и (или) по
другим видах спорта и выполнивших требования, необходимые для
зачисления, согласно нормативам по физической подготовке, установленных
в дополнительной образовательной программе по виду спорта «легкая
атлетика» с учетом сроков реализации этапов спортивной подготовки и
возрастных границ лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным
этапам.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при
условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду
субъекта Российской Федерации по виду спорта «легкая атлетика» и участия
в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «легкая атлетика»
не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
3
Таблица № 2
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
Этапы спортивной
подготовки
Начальной подготовки
Учебно-тренировочный
(спортивной специализации)
Срок реализации этапов
спортивной подготовки
НП-1
9
НП-2, НП-3
10
УТГ-1
12
УТГ-2, УТГ-3
13
УТГ-4, УТГ-5
14
СС-1
14
СС-2, СС-3
15
до одного года
обучения
15
3
5
Совершенствования
спортивного мастерства
3
Высшего спортивного
мастерства
1
Возраст зачисления
2.2. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Наполняемость групп определяется Спортивной школой с учетом
единовременной пропускной способности спортивного сооружения (объекта
спорта), используемого при реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика».
Таблица № 3
Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Этапы спортивной подготовки
Количественный состав группы
(человек)
Начальной подготовки
от 10 до 20
Учебно-тренировочный
(спортивной специализации)
от 8 до 16
Совершенствования спортивного мастерства
от 2 до 4
Высшего спортивного мастерства
от 1 до 2
4
2.3. Объем дополнительной образовательной программы
Таблица № 4
Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного
процесса
Этап начальной
подготовки
Этапный
норматив
Количество
часов
в неделю
Общее
количество
часов в год
Этапы и годы спортивной подготовки
Тренировочный этап (этап
Этап
спортивной специализации)
совершенствов
ания
спортивного
мастерства
УТГ-4,
СС-2
УТГ-1 УТГ-2 УТГ-3
СС-1
УТГ-5
СС-3
Этап
высшего
спортивного
мастерства
НП-1
НП-2,
НП-3
6
8
10
12
14
18
20
24
28
312
416
520
624
728
936
1040
1248
1456
2.4. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся Спортивной школой
для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также для
контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения
учитываются в учебно-тренировочном графике.
Перечень учебно-тренировочных
мероприятий
№
п/п
1.1
1.2
Таблица № 5
Виды учебнотренировочных
мероприятий
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней)
Этап
УчебноЭтап
Этап
начальной
тренировочный
совершенствова
высшего
подготовки
этап (этап
ния спортивного спортивного
спортивной
мастерства
мастерства
специализации)
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к
21
21
международным
спортивным
соревнованиям
Учебно14
18
21
тренировочные
5
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
мероприятия по
подготовке к
чемпионатам
России, кубкам
России, первенствам
России
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к другим
всероссийским
спортивным
соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к
официальным
спортивным
соревнованиям
субъекта Российской
Федерации
Учебнотренировочные
мероприятия по
общей и (или)
специальной
физической
подготовке
Восстановительные
мероприятия
Мероприятия для
комплексного
медицинского
обследования
Учебнотренировочные
мероприятия в
каникулярный
период
Просмотровые
тренировочные
мероприятия
-
14
18
18
-
14
14
14
2. Специальные тренировочные мероприятия
-
14
-
-
до 10 суток
-
-
до 3 суток, но не более 2 раз в
год
До 21 суток подряд и не более
двух учебно-тренировочных
мероприятий в год
-
18
-
18
-
до 60 суток
Объем соревновательной деятельности по виду спорта
Объем соревновательной деятельности устанавливается в программе по
типу спортивных соревнований: контрольные, отборочные, основные, с
учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной подготовки
на различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности и
6
состоянием
тренированности
обучающегося
по
дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки (далее – обучающийся).
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки
Спортивной школой указывается количество соревнований в соответствии с
единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и
международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий и
с учетом значений, утвержденных в государственном (муниципальном)
задании.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня
подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических
качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную
функцию могут выполнять как официальные спортивные соревнования
различного уровня, так и специально организованные Спортивной школой.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и
комплектования команд для выступления на основных спортивных
соревнованиях и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных
результатов и выполнений требований Единой всероссийской спортивной
классификации.
Таблица № 6
Объем соревновательной деятельности по виду спорта
Виды
спортивных
соревнований,
игр
Контрольные
Отборочные
Основные
Этап начальной
подготовки
До
года
Свыше
года
1
–
–
2
1
1
Этапы и годы спортивной подготовки
Тренировочный
этап (этап
Этап
спортивной
совершенствования
специализации)
спортивного
До
мастерства
Свыше
трех
трех лет
лет
4
4
6
1
2
2
1
2
2
Этап высшего
спортивного
мастерства
6
2
2
2.5. Годовой учебно-тренировочный план
Годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «легкая атлетика»
(далее – учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной
нагрузки по видам спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по этапам
спортивной подготовки и по годам обучения. Учебный план составляется и
утверждается Спортивной школой ежегодно на 52 недели (в часах).
7
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности Спортивной школы,
совокупность
отдельных
относительно
самостоятельных,
но
не
обособленных в их закономерных связях видах спортивной подготовки,
соотношении и последовательности их как органических звеньев единого
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения спортивных
результатов.
Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия –
теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные,
антидопинговые,
воспитательные,
аттестационные
мероприятия, медико-биологическое обследование являются неотъемлемой
частью тренировочного процесса и регулируются Спортивной школой
самостоятельно, указанные тренировочные мероприятия входят в годовой
объем тренировочной нагрузки.
8
Таблица № 7
Годовой учебно-тренировочный план
№
п/п
№
п/п
Виды подготовки
Этап начальной
подготовки
Виды подготовки
НП-1
6
1. Общая физическая подготовка
2. Специальная физическая подготовка
3. Участие в спортивных соревнованиях
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Теоретическая подготовка
Психологическая подготовка
Инструкторская и судейская
практика
9. Медицинские, медико-биологические
мероприятия
10. Восстановительные мероприятия
11. Тестирование и контроль
4.
5.
6.
7.
8.
Общее количество часов в год
НП-2,
НП-3
8
Этапы и годы подготовки
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной Этап совершенствования
специализации)
спортивного мастерства
УТГ-1
УТГ-2
УТГ-3
УТГ-4,
УТГ-5
СС-1
СС-2
СС-3
Этап высшего
спортивного
мастерства
Недельная нагрузка в часах
10
12
14
18
20
24
28
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах
2
2
3
3
3
3
Для спортивной дисциплины Бег на короткие дистанции
4
4
4
204
30
0
248
50
10
168
122
22
198
144
28
234
168
32
190
256
48
176
280
72
212
336
84
232
406
116
46
10
10
70
10
10
126
20
10
148
28
10
174
32
10
248
60
10
280
72
14
336
96
14
392
108
18
6
10
14
16
16
26
28
32
36
0
0
16
24
30
52
62
72
64
2
2
2
2
2
2
4
4
6
0
0
14
20
22
36
40
50
66
4
6
6
6
8
8
12
12
12
312
416
520
624
728
936
1040
1248
1456
9
Этап начальной
подготовки
НП-1
6
1. Общая физическая подготовка
2. Специальная физическая подготовка
3. Участие в спортивных соревнованиях
4. Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Теоретическая подготовка
Психологическая подготовка
Инструкторская и судейская
практика
9. Медицинские, медико-биологические
мероприятия
10. Восстановительные мероприятия
11. Тестирование и контроль
5.
6.
7.
8.
Общее количество часов в год
НП-2,
НП-3
8
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной Этап совершенствования
специализации)
спортивного мастерства
УТГ-1
УТГ-2
УТГ-3
УТГ-4,
УТГ-5
СС-1
СС-2
СС-3
Этап высшего
спортивного
мастерства
Недельная нагрузка в часах
10
12
14
18
20
24
28
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах
3
2
2
3
3
3
Для спортивной дисциплины Бег на средние и длинные дистанции
4
4
4
204
30
0
248
50
10
260
62
22
312
72
28
364
88
32
384
140
48
208
312
72
250
374
84
250
496
116
46
10
10
68
12
10
94
20
10
110
28
10
132
32
10
188
60
10
226
72
14
272
96
14
248
108
18
6
10
14
16
16
26
28
32
36
0
0
16
20
22
38
52
60
90
2
2
2
2
2
2
4
4
6
0
0
14
20
22
32
40
50
76
4
6
6
6
8
8
12
12
12
312
416
520
624
728
936
1040
1248
1456
10
2.6. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы составляется Спортивной
школой на учебный год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного
графика и следующих основных задач воспитательной работы:
- формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических
качеств;
- воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
- развитие и совершенствование навыков саморегуляции и
самоконтроля.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1
4.
4.1.
Направление работы
Мероприятия
Профориентационная деятельность
Судейская практика
Спортивные соревнования
различного типа
Инструкторская практика Учебно-тренировочные
занятия
Здоровье сбережение
Медико-биологическое
Исследование организма
исследование
спортсмена после/до
тренировочной и
соревновательной
деятельности
Режим питания и отдыха Практическая деятельность
и восстановительные
процессы
Патриотическое воспитание спортсменов
Теоретическая
Беседы, встречи, диспуты
подготовка
Развитие творческого мышления
Практическая подготовка Формирование умений и
навыков, способствующих
достижению спортивных
результатов
Таблица № 8
Сроки проведения
Учебно-тренировочный
график
Режим учебнотренировочного процесса
Учебно-тренировочный
график
Режим учебнотренировочного процесса
Учебно-тренировочный
график
Учебно-тренировочный
график, режим учебнотренировочного процесса
2.7. План мероприятий,
направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним, составляется Спортивной школой на учебно-тренировочный
11
год с учетом учебного плана, учебно-тренировочного графика, плана
мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с
ним (таблица 9).
В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним включаются мероприятия, направленные на
предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по
научно-методическому обеспечению, которые реализуются в рамках
воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе
научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую работу,
предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным
планом
(методическую,
подготовительную,
организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга,
работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе
коллегиальных органов управления Спортивной школой).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях
учебно-тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских
собраний об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте
для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение
антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допингконтроля.
Таблица № 9
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним
Этап
спортивной
подготовки
Начальной
подготовки
Содержание мероприятия и его
форма
1. Веселые
старты
«Честная игра»
Сроки
проведения
Рекомендации по
проведению мероприятия
1-2 раза в
год
Составление отчета о
проведении мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
2. Теоретическое «Ценности
1 раз в год Согласовать с
занятие
спорта. Честная
ответственным за
игра»
антидопинговое
обеспечение в регионе
3. Проверка лекарственных
1 раз в месяц Научить юных
препаратов (знакомство с
спортсменов проверять
международным стандартом
лекарственные препараты
«Запрещенный список)
через сервисы по проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер называет
спортсмену 2-3
лекарственных препарата
для самостоятельной
проверки дома)
12
Этап
спортивной
подготовки
Содержание мероприятия и его
форма
Сроки
проведения
Рекомендации по
проведению мероприятия
4.
«Играй честно»
Антидопинговая
викторина
5. Онлайн обучение на сайте
РУСАДА
По
назначению
Проведение викторины на
крупных спортивных
мероприятиях в регионе
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования.
Включить в повестку дня
родительского собрания
вопрос по антидопингу.
Использовать памятки для
родителей. Научить
родителей пользоваться
сервисом по проверке
препаратов
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
1 раз в год
6. Родительское
собрание
«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»
1-2 раза в
год
7. Семинар для
тренеров
«Виды
нарушений
антидопинговы
х правил»,
«Роль тренера
и родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»
«Честная игра»
1-2 раза в
год
Учебно1. Веселые
тренировочный старты
этап (этап
спортивной
специализации) 2. Онлайн-обучение на сайте
РУСАДА
3.
Антидопинговая
викторина
4. Семинар для
спортсменов и
тренеров
5. Родительское
собрание
1-2 раза в
год
1 раз в год
«Играй честно»
По
назначению
«Виды
нарушений
антидопинговы
х правил»
«Проверка
лекарственных
средств»
«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопингово
й культуры»
1-2 раза в
год
1-2 раза в
год
Составление отчета о
проведении мероприятия:
сценарий/программа,
фото/видео
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования
Проведение викторины на
крупных спортивных
мероприятиях в регионе
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
Включить в повестку дня
родительского собрания
вопрос по антидопингу.
Использовать памятки для
родителей. Научить
родителей пользоваться
13
Этап
спортивной
подготовки
Этапы
совершенствов
ания
спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства
Содержание мероприятия и его
форма
Сроки
проведения
1. Онлайн обучение на сайте
РУСАДА
1 раз в год
2. Семинар
1-2 раза в
год
«Виды
нарушений
антидопинговы
х правил»
«Процедура
допингконтроля»
«Подача
запроса на ТИ»
«Система
АДАМС»
Рекомендации по
проведению мероприятия
сервисом по проверке
препаратов
Прохождение онлайн-курса
– это неотъемлемая часть
системы антидопингового
образования.
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в субъекте
Российской Федерации
2.8. План инструкторской и судейской практики
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится
на тренировочном этапе в последние 3-5 годы подготовки, на этапе
совершенствования спортивного мастерства в каждом году подготовки.
Такая работа проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий,
самостоятельной работы обучающихся. Обучающиеся готовятся к роли
инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведении
занятий, массовых соревнований в качестве судей. Содержание занятий на
спортивно-оздоровительном этапе определяется в зависимости от
подготовленности
занимающихся
на
основании
материала
для
тренировочного этапа.
Таблица № 10
УТГ-1
УТГ-2
УТГ-3
Освоение
терминологии,
принятой в
легкой атлетике
Умение вести
наблюдения за
обучающимися,
выполняющими
упражнения, и
находить
ошибки
Вести
наблюдения за
обучающимися
на занятии и на
соревнованиях
УТГ-4
УТГ-5
Составление
комплексов
упражнений по
физической,
технической и
тактической
подготовке на
изученном
программном
материале данного
года обучения
СС-1
СС-2
СС-3
ВСМ
Выполнение
обязанностей
помощника
тренера в работе с
начинающими
спортсменами
14
Овладение
командным
языком, умение
отдать рапорт
Составление
комплексов
упражнений по
специальной
физической
подготовке
Проведение
упражнений по
построению и
перестроению
группы
В качестве
дежурного
подготовка мест
для занятий,
инвентаря и
оборудования
Судейство на
учебных
соревнованиях в
своей группе
Составление
комплексов
упражнений по
специальной
физической
подготовке,
обучению
техническим
приемам и
тактическим
действиям (на
основе
изученного
программного
материала
данного года
обучения)
Судейство на
учебных
соревнованиях.
Выполнение
обязанностей
первого,
второго судей
и ведение
технического
отчета
Проведение
комплекса
упражнений по
физической и
технической
подготовке
Самостоятельное
проведение
тренировочного
занятия.
Составление
программы
тренировки
Судейство на
учебных
соревнованиях и
соревнованиях в
своей спортивной
школе. Выполнение
обязанностей первого
и второго судей,
секретаря и судей на
линиях
Участие в
судействе
городских и
областных
соревнований
2.9. План медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в
соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой
и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный № 61238).
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для
занятий видом спорта «легкая атлетика».
15
Спортивная школа ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебнотренировочным занятиям и к соревновательным мероприятиям.
2.10. Требования к результатам прохождения дополнительной
образовательной программы
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- умение управлять своими эмоциями в различных (нестандартных)
ситуациях и условиях соревновательной деятельности;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и планировать пути их
достижения; умение оценивать правильность выполнения поставленной
задачи, собственные возможности её решения; владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с тренером-преподавателем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в соревновательной деятельности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий; анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
начальной подготовки направлены на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической
культурой и спортом:
- получение общих теоретических знаний о физической культуре и
спорте, в том числе о виде спорта «легкая атлетика»;
- формирование двигательных умений и навыков, в том числе о виде
спорта «легкая атлетика»;
- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья.
16
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на
учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) направлены
на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «легкая
атлетика»;
- формирование разносторонней общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «легкая
атлетика»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- укрепление здоровья.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
совершенствования спортивного мастерства направлены на:
- повышение
уровня общей и
специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья.
Предметные результаты прохождения спортивной подготовки на этапе
высшего спортивного мастерства направлены на:
- повышение
уровня общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «легкая
атлетика»;
- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
достижение обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в
условиях соревновательной деятельности;
- сохранения здоровья.
Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации
обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и
правилам вида спорта «легкая атлетика»;
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях;
- соблюдение
общероссийских
антидопинговых
правил
и
антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми
организациями.
Медицинские требования к обучающимся по дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются в
соответствии на основании требований, предъявляемых приказом Минздрава
России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой
17
и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить
нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный № 61238).
Для прохождения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки допускаются лица, получившие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для
занятий видом спорта «легкая атлетика».
Спортивная школа ведет контроль за прохождением обучающимися
медицинского обследования.
2.11.Контрольные и контрольно-переводные нормативы по видам
спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации лиц,
проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной
подготовки
Таблица №11
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта
«легкая атлетика»
№ п/п
Упражнения
1.1.
Бег челночный 3 x 10 м
1.2.
Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа на
полу
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
Прыжки через скакалку
в течение 30 с
Метание мяча
весом 150 г
Наклон вперед из
положения стоя на
гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Бег (кросс) на 2 км
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
Единица
измерения
Норматив до года
Норматив свыше
обучения
года обучения
мальчики девочки мальчики девочки
с
не более
не более
9,6
9,9
9,3
9,5
количество
не менее
не менее
раз
10
5
13
7
см
количество
раз
м
см
мин, с
не менее
130
120
не менее
25
30
не менее
19
13
не менее
не менее
140
130
не менее
30
35
не менее
22
15
не менее
+2
+4
+3
без учета времени
+5
не более
16.00
17.30
18
Таблица № 12
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
иные спортивные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный
этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «легкая атлетика»
№ п/п
1.1.
Упражнения
Единица
измерения
юноши
Норматив
1. Для спортивной дисциплины Бег на короткие дистанции
Бег на 60 м
с
не более
9,3
1.2.
Бег на 150 м
с
10,3
не более
25,5
1.3.
2.1.
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
27,8
не менее
190
180
2. Для спортивных дисциплин бег на средние и длинные дистанции
Бег на 60 м
с
не более
9,5
2.2.
Бег на 500 м
мин, с
10,6
не более
1.44
2.3.
девушки
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
2.01
не менее
170
160
3. Уровень спортивной квалификации
3.1. Период обучения на этапах
спортивной подготовки (до трех лет)
Спортивные разряды – «третий юношеский
спортивный разряд», «второй юношеский
спортивный разряд», «первый юношеский
спортивный разряд»;
3.2. Период обучения на этапе
спортивной подготовки (свыше трех лет)
Спортивные разряды – «третий спортивный
разряд», «второй спортивный разряд»,
«первый спортивный разряд»
Таблица № 13
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства по виду спорта «легкая атлетика»
№ п/п
1.1.
Упражнения
Единица
измерения
юноши
Норматив
девушки
1. Для спортивной дисциплины Бег на короткие дистанции
Бег на 60 м
с
не более
7,3
8,2
19
№ п/п
1.2.
Упражнения
Бег на 300 м
Единица
измерения
юноши
с
Норматив
не более
38,5
1.3.
1.4.
Десятерной прыжок в
длину с места
м
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
девушки
43,5
не менее
25
23
не менее
260
230
2. Для спортивных дисциплин бег на средние и длинные дистанции
2.1.
Бег на 60 м
с
не более
8
2.2.
Бег на 2000 м
мин, с
9
не более
6.00
2.3.
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
7.10
не менее
240
200
3. Уровень спортивной квалификации
Спортивные разряды «Кандидат в мастера спорта»
Таблица № 14
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства по виду
спорта «легкая атлетика»
№ п/п
1.1.
Упражнения
Единица
измерения
мужчины
Норматив
женщины
1. Для спортивной дисциплины Бег на короткие дистанции
Бег на 60 м
с
не более
7,1
1.2.
Бег на 300 м
с
7,9
не более
37.00
1.3.
1.4.
Десятерной прыжок в
длину с места
м
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
см
4
не менее
27
25
не менее
280
250
2. Для спортивных дисциплин бег на средние и длинные дистанции
2.1.
Бег на 60 м
с
не более
7,6
8,7
20
№ п/п
2.2.
Упражнения
Бег на 2000 м
Единица
измерения
мужчины
мин, с
Норматив
женщины
не более
5.45
2.3.
6.40
Прыжок в длину с места
см
не менее
отталкиванием двумя
250
ногами, с приземлением
на обе ноги
3. Уровень спортивной квалификации
240
Спортивное звание «Мастер спорта России»
Таблица № 15
Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса и
оценочные материалы
№ п/п
Формы аттестации
Оценочные
материалы
Протокол
1.
Контрольные тесты
2.
Медико-биологические
исследования
Заключения
3.
Переводные нормативы
Протокол
4.
Просмотровые сборы
Заключение
тренерапреподавателя
Примечание
Форма, разработанная
Спортивной школой и
включающая тесты из
Рабочей программы тренера преподавателя
Выдаются Заключения
медицинским центром по
всем видам исследования
Проводятся только для этапов
начальной подготовки и
учебно-тренировочного этапа
(этапа спортивной
специализации) до трех лет,
не имеющих спортивных
разрядов
Проводятся при отборе детей
на этапы спортивной
подготовки, а также
одаренных и способных детей
перешедших из других видов
спорта или поздно
ориентированных на занятия
спортом
3. Рабочая программа тренера-преподавателя
Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый
реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки.
21
Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной
подготовки.
Функции рабочей программы тренера-преподавателя:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для
выполнения тренером-преподавателем в полном объеме;
- целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради
достижения которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам
обучения;
- содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму
содержания);
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия учебно-тренировочного процесса;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки обучающихся.
4. Требования к кадровым и материально-техническим условиям
реализации этапов спортивной подготовки
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом
«Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от
24.12.2022 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021,
регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019
№ 191н
(зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519),
профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуре и спорта»,
утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н
(зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),
или Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников в области физической культуры и спорта»,
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н
(зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054)
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренерапреподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «легкая атлетика»,
22
а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании
договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры):
- наличие тренировочного спортивного зала;
- наличие раздевалок, душевых.
Требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной
экипировке, необходимые для реализации программы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Наименование
Единица измерения
Количество изделий
Барьер легкоатлетический
универсальный
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)
Гантели переменной массы (от 3 до
12 кг)
Гири спортивные (16, 24, 32 кг)
Мат гимнастический
Мяч набивной (медицинбол) (от 1
до 5 кг)
Палочка эстафетная
Патроны для пистолета стартового
Пистолет стартовый
Рулетка (50 м)
Секундомер
Скамейка гимнастическая
Стартовые колодки
Стенка гимнастическая
Стойки для приседания со штангой
Электромегафон
Конус высотой 30 см
штук
40
комплект
комплект
10
10
комплект
штук
комплект
3
10
8
штук
штук
штук
штук
штук
штук
пар
пар
пар
штук
штук
20
1000
2
2
10
20
10
2
1
1
20
5. Перечень информационного обеспечения
1. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в
легкой атлетике. М.: ФиС. 1982.
2. Арутюнян Т. Метание гранаты. Метод. газ. «Спорт в школе». № 7. 2006.
3. Бектурганова Н.И., Эрмешов Н.Д. Влияние личностных качеств тренера и
спортсменов на эффективность межличностных отношений // Вестник
физической культуры и спорта. - 2016. - № 3.
23
4. Ветренко А.А., Шабанов А.В. Особенности специальной физической
подготовки в легкой атлетике // Проблемы и перспективы развития
образования в России. - 2014. - № 26.
5. Гойхман П.М., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. М.: ФиС. 1972.
6. Должиков И.Н. Бег на длинные дистанции (для школы) // Физкультура в
школе. № 6. 2006. С.36.
7. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие
для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е издание. М.: изд-во
«Академия». 2005.
8. Машковцев А. Соревнования по легкой атлетике в малокомплектной
школе. метод. газ. «Спорт в школе». № 19. 2005. С.16.
9. Мехрикадзе, В. В. Барьерный бег : техника и методика обучения : учеб.метод, пособие для студентов, обучающихся в унив. физ. культуры, фак. физ.
воспитания и общеунив. каф. физ. воспитания и спорта / В. В. Мехрикадзе, Л.
А. Черенева; Российский гос. социальный университет. - М„ 2008. - 78 с.
10. Мехрикадзе, В. В. Метание копья : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. II.
Позюбанов, Б. В. Ермолаев. - Минск : БГУФК, 2010. — 35 с.
11. Мехрикадзе, В. В. Толкание ядра : пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. II.
Позюбанов, Л. И. Мальцева. — Минск : БГУФК, 2010. — 32 с.
12. Мехрикадзе, В. В. Прыжки в высоту : пособие / В. В. Мехрикадзе [и др.]. Минск : БГУФК, 2011. - 33 с.
13. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика: учебник для институтов
физической культуры. М.: ФиС. 1989.
14. Орлов, Р. В. Легкая атлетика / Р.В. Орлов. - М.: Олимпия Пресс, 2006. 528 c. 15. Питер, Питер ДЖ. Томпсон Л. Томпсон Введение в теорию
тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике
/ Питер ДЖ. Питер Л. Томпсон Томпсон. - М.: Человек, 2014. - 192 c.
24
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)